Top.Mail.Ru
«Ложные признания» наконец прозвучали | СМИ о Московском драматическом театре

Спустя пять месяцев ожидания наконец прозвучали «Ложные признания». В последние дни уходящего лета этим спектаклем французского драматурга Пьера де Марево Московский драматический театр им. Пушкина открыл свой 71-й театральный сезон. Чем привлекала режиссера «несмешная комедия» XVIII века? Musecube побывал на пресс-показе. 

На самом деле премьера планировалась еще в апреле, но планы нарушил карантин – театральная жизнь остановилась за несколько дней до намеченного первого прогона. Впрочем, вынужденная пауза пошла постановке только на пользу: за время самоизоляции режиссер Евгений Писарев серьезно пересмотрел стилистику спектакля и превратил изначально салонную комедию в современный арт-хаус в лучших традициях французского кино.

Евгению Писареву, как и многим его коллегам, во время карантина пришлось осваивать Zoom и другие бесконтактные методы работы. Переходить в онлайн было нелегко. «Для меня важен контакт», – признался режиссер и художественный руководитель театра, отвечая на вопросы журналистов по окончании спектакля.

Тем более волнительно было возвращаться на сцену. Виктория Исакова, сыгравшая главную героиню, призналась, что встреча со зрителем спустя пять месяцев стала для нее по настоящему значимым событием. «Это очень большой срок, – отметила исполнительница роли Араминты. – Все-таки театр требует постоянного тренинга и физического присутствия на сцене».

В основе сюжета «Ложных признаний» – классический любовный многоугольник. Молодой адвокат Дорант из приличной семьи образован и хорош собой, но, увы, беден, как церковная мышь. Потерпев финансовый крах, он по совету своего бывшего слуги устраивается на службу поверенным к богатой вдове Араминте, занятой судебной тяжбой с графом Доримоном, женой которого хотела бы видеть свою дочь амбициозная матушка главной героини. Дядя Доранта тоже присмотрел для племянника походящую по статусу невесту – компаньонку Араминты Мартон, обладательницу богатого приданого. Последняя уверена, что Дорант к ней неравнодушен. Сам же молодой человек безнадежно влюбляется в свою госпожу.

Завязка обещает зрителю клубок курьезных недоразумений и забавных конфузов – в общем, традиционный набор классической комедии положений. Однако по ходу действия выясняется, что психологической интриги в спектакле больше, чем комедийности. «Если читать ее [пьесу] как комедию, не такая уж она смешная – это не «Женитьба Фигаро». Эта пьеса, не смотря на комедийные ситуации, по сути об очень тонких, интимных и уязвимых сторонах жизни», – говорит режиссер.

Насколько искренни чувства героев, зрители понимают не сразу. Наблюдая, как блестящий актерский состав разворачивает перед ними запутанную историю, зрители вместе с героями вынуждены гадать, действительно ли молодой адвокат влюблен в свою богатую работодательницу или же просто видит в наигранных чувствах подспорье успешной карьере.

Знакомый и вполне актуальный вопрос, не правда ли? Именно поразительное сходство в мотивах и чувствах людей прошлого и настоящего побудило Евгения Писарева перенести этот «служебный роман» со страниц пьесы изысканного XVIII века в современную реальность.

Впервые комедия была поставлена в Париже в 1737 году. В России «Ложные признания» когда-то играли в Малом театре – тогда на премьере присутствовал Пушкин и слушал ее в том же переводе, что звучит со сцены в исполнении пушкинцев сегодня. Текст остался практически неизменным – по словам режиссера, он лишь немного очистил его от вычурности и «кудрявости», чтобы приблизить к нашему времени.

«Мы читаем пьесу Мариво так, будто она написана сегодня, а не в 1737-м году, – говорит Писарев. – Удивительно, что в её классической комедийной структуре со всеми присущими жанру курьёзными недоразумениями есть тонкая психология».

Глубокую психологичность постановки, не свойственную драматургии того времени, отметил и исполнитель главной мужской роли Федор Левин, сыгравший влюбленного юношу. «Для меня это великолепный шанс. Команда собралась потрясающая, а Исакова – просто королева», – прокомментировал после спектакля возможность работать с мастерами сцены 22-летний выпускник школы-студии МХАТ, кажется, еще не вполне привыкший к вниманию прессы.

Работа над ролью оказалась непростой и для опытных коллег. Режиссер, стремясь избежать излишней театральности, ограничивал эксцентричные порывы актеров, стараясь вписать их игру в более сдержанный рисунок постановки. «Евгений Александрович нас притормаживает, останавливает. Ему хотелось очень простой истории, чистой, без каких-то театральных «приспособлений», которыми мы все, будучи опытными [актерами], владеем», – отметила Виктория Исакова.

Сдержаны и сценические декорации. Минималистичные панно, закрывающие «задник» сцены, напоминают инсталляции музеев современного искусства. Вера Алентова, сыгравшая мать главной героини, предстает перед зрителями на беговой дорожке. Фитбол, стиральная машина, пара кресел и торшеров из тех, что можно увидеть в Икеа, – вот и вся обстановка, на фоне которой разворачивается любовная история XVIII века.

Сценография вдохновлена скандинавскими сериалами, которыми увлекся бессменный пушкинский сценограф и идеолог Зиновий Марголин. Поначалу Евгений Писарев воспринял в штыки идею холодного минимализма, но, как выяснилось, подобное представление даже сыграло на руку режиссерского замыслу: на фоне строгих декораций оказалось проще уйти от бытовой мелодрамы и сделать из «салонной, комнатной пьесы» что-то большее.

Конечно, никаких кринолинов, париков и пышных юбок. Художник по костюмам Александра Феодосьева-Сошальская подарила героям современные образы: на Дориане – деловой костюм офисного работника, на Араминте – брюки и пиджак, а ее стервозная мама носит спортивный костюм LouisVuitton и «умные» часы на запястье.

И все же «Ложные признания» рассказывают, в сущности, не о социальных различиях или возрастном мезальянсе, а о наших внутренних проблемах и страхах, которых за сотни лет у нас вряд ли стало меньше. «На мой взгляд, эта история – про нашу уязвимость, про беззащитность нашего сердца. Про то, что все внешние обстоятельства, общественный статус, возраст, деньги, так же, как и внутренние комплексы и страхи – лишь мнимая защита от любви», – прокомментировал режиссер.

Действительно, сегодня мы не реже оказываемся в плену предрассудков, так же путаемся в собственных чувствах и так же страшимся полюбить больше, чем любят нас. И эти свойства человеческой натуры роднят героев прошлого и жителей современного цифрового мира настолько, что адаптация трехсотлетней классики ложится в реалии XXI века поразительно легко и органично.

«Осовременивать» классику – всегда нетривиальная задача, решение которой чревато рисками. Сложно не уйти в малопонятный авангардизм, а то и вовсе скатиться в пошлость или абсурд.  Евгению Писареву и его труппе удалось на материале французского драматурга создать на сцене стройную и понятную сегодняшнему зрителю историю, сквозь которую красным монохромом звучит мысль: сменяются декорации и эпохи, но люди с их слабостями, тревогами и надеждами – неизменны. И «Ложные признания» – про нас теперешних.

«Всё это мы наблюдаем за окном, сейчас. И то, что люди совершенно не меняются, это любопытно. Я думаю, что это будет интересно и зрителям. Если они будут понимать, что это написано так давно», – сказала народная артистка России Вера Алентова.

Первыми оценить, насколько близок нам восемнадцатый век, смогли врачи 71-й Городской клинической больницы им. М. Е. Жадкевича – именно для них 29 августа артисты сыграли премьерный благотворительный спектакль.

Томительное ожидание закончилось – театральная жизнь постепенно возвращается в свое русло. Насколько соскучились зрители, можно судить по тому, что билеты на «Ложные признания» раскуплены на несколько месяцев вперед. Но всегда остается надежда попытать счастья перед спектаклем. Ведь мы так долго не слышали этой фразы у дверей театра: «Не найдется лишнего билетика?».