Top.Mail.Ru
Кругом, возможно, смерть | СМИ о Московском драматическом театре

 В Театре им. Пушкина выпустили первую премьеру сезона — комедию, «местами черную».

Как известно, юмор бывает разных оттенков. Черный — один из самых популярных и самых эффектных, пожалуй: есть особый смысл и драйв в том, чтобы посмеяться над тем, что пугает. Именно за черную комедию молодого французского драматурга Пьера Нотта взялись в Театре им. Пушкина. Две немолодые экстравагантные дамы отправляются на север с прахом недавно кремированной матери в жестяной коробке из-под печенья. Дело в том, что сестры твердо решили навестить могилу своего отца, умершего 35 лет тому назад. Вследствие непредвиденных обстоятельств Бернадетта и Анетта угоняют ни много ни мало 60-местный автобус, ну а дальше — больше…

Даже краткого синопсиса достаточно, чтобы понять, что история эта совсем не бытовая, а очень даже метафорическая. Север, в направлении которого движутся немолодые леди, — это, конечно, не только статные буки, название которых бесконечно коверкает Бернадетта, и мирные стада коров, одну из которых чудом не сбивают слегка сумасшедшие сестрицы. Север — это владения смерти, с которой все чаще сталкиваешься в постбальзаковском возрасте. Закономерно, что в финале дамочки, к которым смерть подбирается все ближе, оказываются на краю пропасти — и вместе выбирают жизнь, несмотря на горечь потерь и разочарований.

Художник Марина Филатова и авторы видео Сергей Гранкин и Петр Донцов пространственно решают этот своего road-theatre (по аналогии с road-movie) через несколько экранов. И вот в окнах поезда пролетают сельские пейзажи, или благопристойно серые статуи на сельском кладбище расцвечиваются всеми цветами радуги. Такое решение вполне корректно. Но порой кажется, что в пространстве, как и в режиссерских ходах, несколько не хватает остроты, абсурда, игры. Например, импровизированная дуэль сестер, в которой они, едва покинув крематорий, наперебой придумывают, какие мужчины достойны их почившей матери (от голливудских звезд до Барака Обамы), могла бы превратиться в забавный номер, но осталась только читкой.

Впрочем, эту пьесу взяли в работу, очевидно, не ради режиссерских экспериментов. Произведение Пьера Нотта — хороший материал для двух хороших актрис. Анетта и Бернадетта — два ярких типа, как рыжий и белый клоуны. Одна, чувствительная, сентиментальная и дородная, поминутно впадает то в панику, то в экзальтацию, начиная нести ахинею. Вторая, почти женщина-вамп, одевается ярко, говорит едко и курит. Одна падает в обмороки, вторая периодически задыхается. Друг без друга они, конечно, не могут. Вера Алентова и Наталья Николаева дают зрителям возможность почувствовать в странных дамочках живое человеческое начало, а вернее, двух растерянных девочек. И это, пожалуй, самое важное.

А еще важно, что постановка Надежды Аракчеевой — это не спектакль-дуэт: помимо дамочек, на сцене Ведущие спектакля (молодежь театра: Николай Кисличенко, Сергей Кудряшов, Кирилл Мелехов, Станислав Рогачев). Они создают историю вокруг дамочек, представая то в образе полицейских, то в роли посетителей дискотеки, на которую умудряются попасть героини, то просто как персонажи-ремарки. И проделывают они это все так собранно и точно, их степень включенности такова, что волей-неволей вспоминаешь о тех позитивных изменениях, которые произошли с Театром Пушкина в прошлом сезоне. Вне зависимости от частных удач или неудач здесь — жизнь, и в «Двух дамочках» это ощущается.