Top.Mail.Ru
КОСМИЧЕСКАЯ ИЛЛЮЗИЯ СЧАСТЬЯ | СМИ о Московском драматическом театре
В Театре Пушкина выпустили современную комедию, где картины провинциального российского быта разбавлены снами как элементами ирреального. В главной роли – Виктория Исакова, которую для образа бугульминской учительницы преобразили почти до неузнаваемости: унылые костюмы и бабушкины кофты дополнили огромными старомодными очками и куцым паричком. 

Героине Исаковой – Татьяне Викторовне Гизатуллиной – 42 года. Она преподает школьникам английский, чтобы они «хоть куда-нибудь дернули» из провинциальной дыры и не лежали на кладбище, где похоронены почти все ее одноклассники. Любит ли Татьяна Викторовна свою работу и учеников? Нет, это рутина. Не любит и собственного 22-летнего сына-«обрубка» – только упрекает и оскорбляет. Личная жизнь тоже не удалась – ни с мужем, ни после его смерти. Единственная отдушина – фильм «Девять с половиной недель» по вечерам, главной героиней которого она представляет себя во сне. И да, фильм Татьяна Викторовна смотрит на языке оригинала, что, впрочем, никак не улучшает ее «русский» английский язык – «это мистейк, это эпик фэйл!».

Она – продукт провинциальной среды, где почти никто никого не любит, где есть четкие рамки, и если ты в них не вписываешься, то тебя с легкостью вычеркивают из своей жизни. Прожив «двадцать лет одна как палка», Татьяна вдруг верит в придуманную ею иллюзию новой счастливой жизни с бывшим одноклассником – ныне известным космонавтом Сергеем Лысовым – и наконец рассказывает подруге Гуле (Наталья Корогодова), хамовато-пошловатой даме, что покойный муж Ильдар, которым та так восхищается, бил ее, и жизнь с ним была адом. Героиня Исаковой хочет «жить, а не это вот все», но из-за этого ее жестоко «отменят» самые близкие люди.

Татьяна Гизатуллина – центр спектакля. Вокруг нее собираются и «вращаются» другие персонажи, выстраиваются узнаваемые картины российской провинциальной современности. Это школа с противно-зелеными раздевалками и исписанными стенами, это старающееся выслужиться при случае руководство, это ЖЭУ со скандальными сотрудницами и непонятным графиком работы, это звучащее отовсюду Радио Дача и телевизор как единственный источник новостей. Время здесь едва уловимо перетекло из 1990-х в конец 2010-х.

Пьесу Алексея Житковского режиссер Игорь Теплов поставил как комедию. Оттого некоторые фрагменты биографии Ильдара, особо резонирующие сегодня, в спектакле опущены. Оттого героиня Исаковой на кладбище говорит про лежащих там одноклассников без тени трагедии – для нее не ужас-ужас, что столько жизней ее ровесников оказалось загублено, а реальность, на которую она смотрит изнутри, а не с позиции нормы. «Я тут, типа, пол кладбища знаю, если не больше», – говорит она сыну. И оттого на первый план в спектакле не выходят гнетущая безнадежность и мрак – они запрятаны глубже и прикрыты юмором (в том числе черным) и комичностью как средством трагического. «Настоящий трагизм может быть очень смешным», – отмечает в одном из интервью Виктория Исакова.

Бенефисной роли главной героини по своему уровню не уступают другие актерские работы – Ирины Бяковой, Антона Гращенкова, Сергея Миллера, Никиты Пирожкова и других. Образы провинциальных типичных учителей и учеников конца 2010-х с их приколами, переглядками и манерой общения получились точными и узнаваемыми. А самым трогательным персонажем спектакля оказался первоклассник Миша Щербинин (Сергей Зырянов/Владимир Мигиров). В отличие от остальных, он готовится к концерту в честь приезда Сергея Лысова искренне и также искренне поет «Заправлены в планшеты космические карты». Наряженный в серебристый скафандр, Миша стоит на фоне огромного, сценографически многофункционального глобуса, который в других сценах служит гаражом для репетиций музыкальной группы, дверью в кабинет английского языка и одной из планет в пространстве вселенной.

В финале Татьяна сидит на том же красном диване, где застывала «в неудобной позе» в начале спектакля. Она опустошена. На лице застыла натянуто-нервная улыбка. Кажется, ее хрупкое эмоциональное состояние может надорвать любая мелочь. И через пару секунд героиню буквально разбирают по кусочкам – на сцене начинают демонтировать глобус, на который крупным планом проецируется застывши-улыбающееся лицо Татьяны Викторовны. Ожидание маячащей на горизонте встречи с Сережей Лысовым оказывается лучшим, что когда-либо с ней происходило. Никогда она не была так счастлива, как в этом предвкушении новой жизни. «Лучший миг есть заблужденье», – писал Кальдерон, которого в разговоре про жизнь-сон, сами того не осознавая, цитируют героини.

И все тот же глобус заставляет задуматься: сколько таких Татьян Викторовн живет на свете и сколько их еще будет? Ведь ученица Нина (Татьяна Романова) тоже хочет учить школьников английскому, а значит история сделает круг... Или есть надежда, что ее, как представителя другого поколения, ждет более счастливая судьба?