Top.Mail.Ru
К юбилею готовы! | СМИ о Московском драматическом театре

 25 декабря Москва увидит «спектакль-посвящение», который создается силами Театра Пушкина как память и дань создателю театра Александру Таирову и его музе, актрисе Алисе Коонен. Пьесу, основанную на документальном материале – письмах, дневниках, фрагментах спектаклей Камерного театра – написала Елена Гремина.

Спектакль представляет собой череду эпизодов, каждый из которых посвящен определенному событию: встреча Коонен и Таирова, открытие Камерного театра, первые зарубежные гастроли... Пару Алиса Коонен – Александр Таиров в разные периоды играют разные актеры, а главы, основанные на исторических фактах, чередуются с фрагментами спектаклей, шедших на сцене Камерного театра, образуя две параллельные реальности – театральную и документальную.

Специально для этого мероприятия художник по костюмам  Виктория Севрюкова вместе со студентами постановочного факультета ГИТИСа создала уникальные костюмы из крафта, в которых актеры будут играть фрагменты знаковых спектаклей Камерного театра (Вера Воронкова - Федру, Виктория Исакова - Мадам Бовари, Александра Урсуляк -  Полли из «Оперы нищих»).

До премьеры остаются считанные дни, работа в театре кипит практически круглосуточно. В перерыве между репетициями мы пообщались с актерами, занятыми в постановке – как с теми, кто работает в театре уже много лет, так и с теми, кто только-только начинает делать шаги на этой сцене – чтобы узнать, как идет подготовка к премьере и что для них значат имена Коонен и Таирова.

Андрей Сухов

- Вы играете Качалова? Вам близок его образ?
- Великий Василий Иванович Качалов! К сожалению, материала в спектакле недостаточно, чтобы полностью проявить его величие. Зато в этом небольшом эпизоде очень хорошо просматриваются его отношения с Алисой Коонен. Василий Иванович ведь пытается оставить её во МХАТе, из которого она в расстроенных чувствах собралась уходить. С данной точки зрения мы и разбирали: у них был очень большой, серьёзный роман, который в жизни Алисы Георгиевны оставил значительный след. 

- Чтобы подготовиться к роли, вы много читали?
- Я достаточно подробно изучал театральную историю в Школе-студии МХАТа. А про Василия Ивановича много знаю от одного из своих учителей, ныне покойного Виталия Яковлевича Виленкина. Он нам рассказывал, что Качалов был большой души человек, невероятно красивый внутренне и внешне. Он знал это не понаслышке.  Виленкин был уже пожилой, ему тяжело было к нам приходить на занятия, и тогда мы сами приходили к нему домой. У него в квартире, помимо всего прочего, например, кофейной чашечки, из которой пила Анна Андреевна Ахматова, был портрет Василия Ивановича, подписанный его рукой. Не помню, что за слова были после дарственной надписи, но помню, как он изображён: стоит, скрестив руки и пронзительно смотрит – прямо тебе в глаза. И когда, многими годами раньше, в гости в Виталию Яковлевичу приходил Андрей Миронов, он, глядя на этот портрет, говорил: «Так бы только встать!» 

- То есть ролью вы  довольны?
- Да, я очень доволен. Пьеса мне очень нравится, потому что видно, какая большая, глубокая проделана работа. Думаю, наш спектакль-посвящение может быть интересен не только театральной общественности, но и широкому зрителю, хотя я не знаю, какой будет его жизнь после 25 декабря.

Вера Воронкова

- Расскажите про ваш костюм в отрывке «Федры». Крафтовые костюмы – редкость для сцены.
- Я его пока видела только на фотографии, мне самой очень интересно. Честно говоря, до этого любовалась ими лишь на выставках. Мне это очень важно, потому что в костюме надо двигаться – поэтому я его жду с нетерпением.

- Федра – одна из самых известных ролей Алисы Коонен. Волнуетесь?
- Думаю, самая известная. И это ужасно страшно! Но я, слава Богу, не одна на сцене. У нас сценическое пространство разделено: на первом плане идёт как бы «жизнь», а сверху, на площадке – сцены из «нафантазированных» спектаклей. Не из настоящих, потому что их нереально воссоздать, а из того, что мы придумали - как это могло бы быть. То есть я на возвышении, а внизу мои товарищи, они будут поддерживать или мешать. Подпитывать, одним словом.

- В этих отрывках из «жизни» вы играете Алису Коонен. Вам её дневники и книги о ней помогали или наоборот, мешали создать собственный образ?
- Я много читала, конечно, но не знаю - всё на зрителе проверяется. А читать про них очень интересно, и очень приятно заниматься этой страницей истории театра. Выяснится насколько успешен наш проект только 25 декабря - конечно, лучше работать не в стол, а чтобы это имело продолжение. Но насколько это реально и нужно – мы пока не знаем.

Артем Ешкин

- Расскажите что вы знали о Камерном театре до прихода в эту труппу? На мастерстве что-то рассказывали про Александра Таирова?
- У нас педагоги не упоминали как-то особенно Камерный театр и Таирова. Я знал о нем  только понаслышке - кто-то отвечал на экзамене по русскому театру, что вроде крутой парень он был. А так, до прихода сюда, я не был особо с этой историей знаком. Но сейчас, после прочтения книг, после наших репетиций, мне эти люди показались очень большими и значимыми в театре. Меня впечатлило, что и Алиса Георгиевна, и Александр Яковлевич не боялись делать что-то своё новое, в разрез со существующим. В разрез со Станиславским, уже тогда бывшим идолом, в противовес Мейерхольду. 

Мне кажется, это очень важный проект, от которого театр Пушкина может оттолкнуться. Новый этап уже начался, театр на подъёме, развивается. А юбилей Камерного - на слуху, везде упоминания, занята вся труппа. Дай Бог, чтобы сам вечер вышел хорошим, чтобы это привлекло внимание общественности. 

- Расскажите о своих ролях…
- В «Покрывале Пьеретты» я - Арлекин, в «Фамире-кифареде» - сатир. Ещё читаю письма деятелей искусств от лица сотрудника НКВД. Я рад, что у меня три очень разных роли: пластическая, речевая и документальный театр. Мне кажется, у нас придумана интересная форма, никакой сладенькой похвальбы или наоборот осуждений. Здесь всё соединено - такая попытка объективности. Люди шли своим путём, занимались тем, что им нравится. В какой-то момент их не поняли, у них не до конца получилось. Но было как было!

Анастасия Мытражик


- Кроме лекций по истории театра, имя Таирова вам встречалось до прихода в труппу театра имени Пушкина?
- У нас на режиссёрском факультете было много читающих и заинтересованных ребят, которые  говорили и о Таирове. Так я сначала понаслышке о нём узнала. И, конечно, потом на занятиях по истории русского театра много о них рассказывали. Но когда пришла в театр Пушкина, то пошла в библиотеку и взяла дневники Алисы Коонен. Прочитала и влюбилась в неё - как в человека, прониклась её судьбой, судьбой их с Таировым пары, сделавшей этот театр. В первую очередь, они мне понравились как личности, у которых получилось «сочинить» историю.

Олег Львович Кудряшов – мой мастер в ГИТИСе – строит коллектив на ансамблевости, для него очень важно, чтобы все дружили и любили друг друга. И когда я читала эти воспоминания Коонен, то ощущала сквозящую сквозь страницы любовь, любовь ко всему - к партнёрам, к театру, к спектаклям, которые они делали. И когда я пришла в этот театр, то сразу почувствовала здесь этот дух. 

Очень важно, что Таиров и Коонен создали эту атмосферу тогда, но и сейчас она такая  же. Я не знаю, всегда ли это было... Уважение к истории, к этим людям, к этому делу доказывает, что проект наш - не просто для галочки. Мне кажется важным, что заняты все актёры и весь театр будто вибрирует, гудит. Все вместе и заодно – единомышленники, как Александр Яковлевич и Алиса Георгиевна.