К юбилею народной артистки России Веры Алентовой художественный руководитель Московского Драматического театра имени Пушкина Евгений Писарев поставил пьесу английского драматурга Ноэла Коуарда «Сенная лихорадка». О работе над комедией, озаглавленной «Апельсины и лимоны», Евгений Писарев рассказал «ВМ» перед премьерой. 21 февраля, в свое 75-летие, Вера Валентиновна играла актрису Джудит Блисс на родной сцене.

- Евгений Александрович, вопрос «в лоб»: кто выбрал эту английскую пьесу и почему?

- Мы тщательно искали с Верой Валентиновной пьесу для ее юбилея, но такую, чтобы ей было интересно играть, а мне - ставить. Ни актрисе, ни мне не хотелось делать пьесу, которую, как говорится, обкатали все артистки к своим датам, а среди них: и «Визит дамы», и «Странная миссис Сэвидж». Можно сказать, неожиданно я вспомнил о пьесе «Сенная лихорадка», которая давно и успешно играется в Европе, в частности, в Англии. Замечу, что в Англии главную героиню – театральную актрису Джудит Блисс, всегда играли знаменитые актрисы. Сразу могу назвать звезд: Джуди Дэнч, Джулию Маккензи (исполнительница роли мисс Марпл), Мэгги Смит. Таким образом, я предложил Вере Валентиновне перечитать эту пьесу, и через некоторое время мы начали репетировать.

- Вера Алентова далеко не сразу на что-то соглашается. Неужели никаких сомнений с ее стороны не было?

- Как же без сомнений?! Но Вера Валентиновна приняла вызов – сыграть актрису, которая стала ненужной, невостребованной, лишней. К счастью, Вера Валентиновна – актриса очень востребованная, причем и в кино (у нее даже «Оскар» за фильм «Москва слезам не верит»), и в театре (на нашей сцене она играет в месяц по 10 спектаклей).

- Джудит Блисс – талантливая актриса? Что ее заставило покинуть сцену? Мы знаем примеры, когда звезды оставляли профессию, будучи в расцвете сил и таланта, например, Грета Гарбо, Брижит Бардо.

- Не будем далеко ходить – прекрасная актриса Алиса Коонен не вышла на сцену после того, как не стало ее мужа Таирова. А Таиров, между прочим, умер через полгода после того, как у него забрали театр. Среди актеров и режиссеров существует легенда, что большие актеры без сцены жить не могут. Мы с Верой Валентиновной не ставили Джудит вердикт – хорошая она актриса или посредственная? Оставили это занятие для публики. Думаю, что каждый зритель по-своему воспримет Джудит Блисс и составит о ней свое мнение. Причина ее ухода из театра – банальная: возраст. Если говорить бытовым языком, Джудит Блисс ушла из театра на пенсию, и весь свой актерский талант направила на домочадцев. Героиня Веры Алентовой постоянно играет. А хорошо или плохо - решит публика.

- Существует ли критерий, так сказать «лакмусовая бумажка», по которой определяется степень одаренности артиста?

- Талант – единственная новость, которая всегда нова. Так что критерий один – талант. Но в этой пьесе мы не можем судить о таланте актрисы, потому что она не играет роль, и здесь нет сцены. Джудит Блисс по сути монстр, который терроризирует своих родных. Она превратила свой дом, гостей в театр, и в этом – трагикомичность ситуации.

- Героиня Веры Алентовой стала режиссером?

- Режиссером она не стала. Режиссер – это волевое решение, последовательность и конструктивность во всем. А Джудит потеряла границы между театром и реальностью. Она не знает, что сделает через минуту. Она не владеет собой как человек. Обычные люди тоже разыгрывают театральные ситуации, когда им это нужно. Вспоминаю свою бабушку, которая для того, чтобы оставить меня дома, разыгрывала сердечный приступ, и, что удивительно, у нее действительно поднималось давление. Актер – это вера в предлагаемые обстоятельства. Актер верит, и его организм полностью работает на эту веру. Вера многое может.

- Как бы вы сами определили характер спектакля?

- Спектакль получился смешной. Но есть горькое послевкусие, вызванное пониманием того, что актриса находится в замкнутом круге, что она будет играть одну и ту же роль дома, для своих родных. Пьеса «Сенная лихорадка» дает возможность за один вечер побыть и жертвой, и интриганкой, и Джульеттой, и Леди Макбет, и еще поэтому она – подарок для актрисы.

- В чем уникальность Веры Алентовой?

- К сожалению, Вера Валентиновна – уходящая натура. Того трепета к сцене, к роли, преданности у молодых артистов, увы, нет. Жесточайшая дисциплина, ответственность за каждое слово, каждый жест, - характеризуют Веру Алентову. Веру Валентиновну любят в театре, уважают, прислушиваются к мнению. При этом она – одна из самых ироничных актрис, которых я встречал в жизни.

- В спектакле «Семейка Краузе» вы открыли комедиантку Алентову?

- Вера Валентиновна стала смело двигаться в сторону характерных ролей. Между прочим, она очень смелая актриса. Даже отважная. Поэтому ее творческий век бесконечен. По природе, красоте она – героиня, и до конца могла бы играть героинь, но в спектакле «Семейка Краузе» она себя так изуродовала внешне, что даже мне хотелось ее остановить. И в новом спектакле «Апельсины и лимоны» ее героиня смеется над своей старостью. Согласитесь, от актрисы требуется смелость, чтобы сыграть угасание не только женщины, но и профессионала.

- У юмора есть национальность?

- Конечно. То, что очень веселит англичан, русских порой приводит в ужас. Но я много ставил английскую литературу, и люблю английский юмор. Мне близко ироничное отношение к себе и к жизни. Кстати, в этой пьесе тоже много иронии.