Грустно, господа, необычайно. Но это такая светлая-светлая и чистая грусть…

Мы говорим Горин, подразумеваем ирония. Глубина. Сумасшествие и отвага. Романтика и ветер. Перемены и выход за пределы границ. Свобода и не успокоенность. «Не спокойствие», пожалуй, ключевое слово. Молчание, иногда кричащее громче слов, здесь на сцене театра имени Пушкина, воплощает актер Андрей Заводюк — Свифт. Сумасшедших под масками актеров (или актеров, под масками сумасшедших) слаженно играет потрясающая команда артистов, создавших за несколько лет вместе с художественным руководителем Евгением Писаревым уютный и теплый дом, который в этом спектакле шагает на сцену: дом, купол собора, перевернутая чашка или разбитые мечты — в сценографии Зиновия Марголина смыслов, что загадок в книгах Свифта, множество. Тени, полутона, мрачный мир пустоты вокруг героев и ирландский оттенок во всем, в том числе и в костюмах Марии Даниловой — дополняют картину.

Здесь лилипуты ведут себя как обычные люди, а великаны, как люди же, опускаются. Здесь любят и прощают, жертвуют и умирают. Умирают не единожды, чтобы доказать, что смерть — это всего лишь игра. Это всего лишь игра?

Цитаты Горина живут во многих из нас с детства: из фильмов Марка Захарова они впрыгнули в наши души и свили там гнезда. Коллаж из их героев — это энциклопедия для воспитания людей людьми: тот самый Мюнхаузен убивает Дракона… И чудо на сцене театра Пушкина происходит с вами тихо, не слышно, я бы даже сказала молча. Обыкновенное такое чудо. После которого хочется сбежать из реальности, или вернуться в нее, смотря где вам комфортнее быть.

Старомоден ли Горин? Пожалуй, тридцать с лишним лет не малый срок для пьесы. Но если для поколения до-Next все сразу попадает внутрь или срабатывает ностальгия, то для молодежи, возможно, будут какие-то свои якоря. Вот, подумайте, мы все почему-то ждем Ланцелота, который придет и убьет Дракона ли, Медведя ли, еще кого ли… А сами? А в себе? А если дежурить Ланцелотами по-очереди? А тема чудаковатости и непохожести? Тема особости и самобытности? И много их еще там, не устаревших, не устаревающих.

Умная и серьезная работа. С которой поздравляешь от души.

«Доиграть или дожить, какая разница. Главное — это сделать достойно». Достойно.

Вышла на бульвар. Грустно. Но это такая светлая и чистая грусть, которая смывает пятна с вашей души.

Фото: Галина Фесенко