Top.Mail.Ru
Дно | СМИ о Московском драматическом театре

Студенты 3 курса школы-студии МХАТ (мастерская Писарева) показали на сцене филиала театра имени Пушкина свой вариант Горьковского «На дне».

В роли режиссера выступил Борис Дьяченко, который уже не первый год преподаёт актерское мастерство и хорошо знает студентов школы-студии. Без малого за два часа перед зрителями будет рассказана трагедия будничной жизни обитателей ночлежки.

Пространство лишено сцены, актеров ничего не отделяет от зала, основной упор сделан не на декорации, которые отсутствуют, за исключением нескольких рядов стульев на арьерсцене, а на работу со светом и костюмы. Одежда у всех многослойна, затерта, испачкана или разорвана. При помощи затемнения или направления света на персонажей, переключается внимание зрителя от одной судьбы к другой.

Но самым главным в спектакле становится музыка, в канву повествование вплетены песни Владимира Высоцкого. Иногда создаётся стойкое впечатление, что он выступал композитором к спектаклю, писал свои тексты точно зная, в какой момент постановке «На Дне» они прозвучат. Актерам даже не приходится переключатся после монологов, песни становятся естественным гармоничным продолжением сказанных слов. В итоге зритель слушает одно цельное произведение, не разделяя действие на части от Горького и Высоцкого.

Молодые актеры не замечают зрителей, каждый играет свою роль вне зависимости от реакции зала и действий сотоварищей, они как люди в ночлежке Горького вместе и порознь одновременно. С первых секунд Настя, захваченная сюжетом книги, тихонько сидит, опершись спиной на колону. Девушка читает пока на авансцене разворачивается действие, она никого не слышит и ничего не видит, по щекам катятся слезы. Или Анна, цеплясь за руку Луки, успокаивается и постепенно засыпает под его мягких голос, в то время как Васька Пепел и остальные придаются пьянству, спорам, азартным играм.

Умирая, герои пьесы уходят в глубь сцены, но не покидают её, а остаются сидеть на стульях. К исходу действа там окажутся почти все жители ночлежки и свет погаснет.

Студенты Писарева смогли без излишней трагичности и надрыва передать обыденныйбыт страшного места, брошенных людей, которые настолько погрязли в своёмотчаянье и бездействие, что спасти их уже невозможно.

«Дно» находится вне времени и пространства, это история саморазрушения и нежелания спастись, история сломленных людей, которые уже не смогут подняться и расправить плечи сами.

Но может быть если найдется добрый Лука, который внезапно не исчезнет, удастся кого-то спасти?