Top.Mail.Ru
«Чужаки» теперь свои | СМИ о Московском драматическом театре

Поставить пьесу, которая начинается с почти семиминутного молчания — это большая смелость. Хотя, если уж говорить по-честному, молчание длится больше, чем эти семь минут. Едва мы заходим в зал, мы уже видим двух героев, расположившихся на сцене среди сломанных стульев, пакетов и картонных стаканов из соседних кофеен. Пьеса длиться задолго до прихода зрителей и завершается задолго после ухода. Она, как и сама жизнь, завораживает, удивляет и заставляет чувствовать настоящее.

Символично, что новый сезон в  филиале Театра имени А.С.Пушкина  открывается именно этой постановкой. На этом небольшом пространстве в центре Москвы всегда разыгрываются пьесы непростые. Для зрителя размышляющего и глубокого. С пометкой «думать, думать и думать». Здесь звучит то витиеватый Стоппард, то переосмысленный Толстой, и вот теперь к этому ряду присоединяется история Энни Бейкер «Чужаки».

То, что пьеса связана с традициями Чехова — факт очевидный. Полифония, вопросы без ответа, отсутствие формально четкого сюжета, внимание к деталям — все это дань уважения русскому классику. Однако не стоит думать, что Энни Бейкер на этом остановилась. Ее герои очень современны. Они пьют кофе из знакомых кафе, говорят о насущных темах и обсуждают нашумевших авторов. Почерк этого амбициозного автора ярко выражен и интересен. Паузы сменяются вспышками гнева, и этот ломаный ритм, похожий на кардиограмму, заставляет зрителей ни отвлекаться ни на секунду.

Этот чудный ритм сразу уловил режиссер Джурджиа Адриан. Работа сделана интеллектуально, четко, грамотно, с большим вкусом и любовью к своему делу. Он постарался предусмотреть все. У него даже мусоропровод, или поставленный в самом углу сцены вазон цветов, работает в пользу понимания и акцентирования исходного материала.

Но стоит быть честными. Всего этого явно бы не получилось без феерической игры актеров. Мужчины, которые были искусно придуманы авторами, имеют свои характеры, взгляды на жизнь, убеждения; однако всех их объединяет одно — они чужие в этом мире, и их мироощущение трагично.

Писатель Джаспер (Игорь Теплов) — чужак потому, что потерял любовь. И сколько бы он не бранил свою бывшую девушку, становится ясно, что именно она его источник вдохновения, и он, ссорясь и мирясь с ней, обретает свою истинную сущность.

Тридцатилетний музыкант Кей Джей (Антон Феоктистов) — чужак потому, что так и не реализовал себя в науке, хотя мог, и не встретил настоящую любовь. Такую, которая могла бы поднять его и сделать лучше.

Выпускник школы Эван (Василий Буткевич) — чужак потому, что до сих пор не определился с тем, кто же он, куда ему двигаться дальше. А главное — он не имел друзей. Таких, какие бы могли принять и понять его.

И вот эти трое волей судьбы оказываются вместе в комнате для персонала в кофейне и меняют жизни друг друга, говоря о том, что такое талант, любовь, дружба и жизнь.

Каждый из актеров удивительно хорош. Антон Феоктистов покоряет нас роскошным голосом и удивительной пластикой, Игорь Теплов удивляет искренностью и правдивостью, ну а Эван влюбляет в себя неподдельностью эмоций.

Парадоксально, но факт. «Чужаки», которые в начале нам кажутся странными и сумасшедшими, спустя два часа становятся родными и своими. Мы влюбляемся в этих героев, и вместе с ними молчим, смеемся, плачем и удивляемся.

А когда актеры выходят на поклон, нам все еще не верится, что действие кончилось. И даже выходя из Сытинского переулка, мы долго ощущаем что-то особенное. Как будто стали свидетелями истины. И эти "Чужаки", потерянные во времени и пространстве, заставляют нас молчать после спектакля. И это молчание, подобно героям спектакля, хочется сохранить как можно дольше.