Брать или не брать — вот в чем вопрос
В Театре имени Пушкина впервые после долгого перерыва обратились к русской классике.
На сцену вернули не только Островского, но и артиста Игоря Бочкина, исполнившего в «Доходном месте» одну из главных партий — уважаемого чиновника Аристарха Владимировича Вышневского. Здесь же дебютировали молодые артисты. Роль наивного романтика Василия Жадова — племянника Вышневского — исполняет выпускник Школы-студии МХАТ Александр Дмитриев. Его антипода, карьериста Белогубова играет сокурсник — Артем Ешкин.
Жадов мечтает жить не по лжи. Не признает взяток и читает проповеди в канцелярии, чем оскорбляет нечистого на руку дядюшку, и вынужден уйти из его департамента. Зато коллега идет «разумным» путем: демонстрирует благоговейный трепет перед начальством, о лишнем не размышляет и получает доходное место. Эти противоположности никогда бы не сошлись, если бы не выпало им жениться на сестрах.
Премьера в Пушкинском — не столько о борьбе идеалов или поколенческом вопросе. Плохим быть хорошо, хорошим — плохо. Истину, озвученную Островским, здесь не взвешивают и не обдумывают, а преподносят, как конфетку в красивом фантике. В премьере нет настолько хлесткого высказывания на злобу дня, как в легендарном «Доходном месте» Марка Захарова, нет и глубокомысленности райкинской версии, где исчезло разделение на «хороших» и «плохих». С молодыми задорными силами Островского здесь поставили как комедию-маскарад с накладными пятачками. Конечно, в мире, описанном классиком, без личины жить не получается. Но фишка не в этом. Главное — заячьи ушки и свиные рыльца, надетые на взрослых дяденек и тетенек, вызывают стойкий рефлекс в зрительном зале. Это весело. Здесь корчат рожи, вскрикивают, поют (на сцене появляются балалайка, гитара, труба, даже мандолина). Режиссер Роман Самгин пьесу сократил, почти целиком изъял роль Вышневской (Инесса Чиркина), превратив «Доходное место» в спектакль не только красочный, но и стремительный.
Получилось богато. Красные, шитые серебром сюртуки чиновников. Белые пачки невест. Хипповые прикиды тусовки Жадова и даже ярко-зеленая шуба в пол у его приятеля-немца (Андрей Сухов). «Красивый костюм — это кайф», — хвастается Игорь Бочкин. Такой радости здесь вдосталь. В одном режиссер продешевил — добавив совсем уж безыскусного юмора. На сцене раза три задирают полы сюртука, чтобы показать: есть еще ягоды... Навязчивый флирт мамаши Фелисаты Герасимовны (Ирина Бякова) отдает антрепризным душком. А впрочем, теща получилась колоритная — как из анекдотов.
Атмосферу праздника и нескончаемого веселья перебивает лишь финал. И если не надрывная манера Игоря Бочкина, концовку тоже можно было бы разыграть в мажорных тонах, посмеявшись над наивным, униженным неудачей Жадовым.
Спектакль без открытий, но крепкий. «Доходное место» вполне претендует оправдать название и сделать Театру имени Пушкина кассу.