«Богатыри» – новая постановка Камерного театра
Талантливая музыкальная штука, пародия замечательного русского композитора Бородина, до сих пор, к сожалению, была под спудом. А между тем в этом произведении имеется, помимо известных оперных и опереточных мотивов, и много совершенно самостоятельной музыки Бородина. Кроме того и сама бородинская оркестровка в достаточной мере интересна и остра, чтобы привлечь к ней внимание современных музыкантов.
Однако этой опере-шутке или опере-фарсу, как называет её сам композитор, так и суждено было остаться только в клавире, если бы Камерному театру не пришла удачная мысль «освежить» её новым текстом. Старый текст Виктора Крылова, помимо того, что он был литературно неинтересен, был узко театрален и рассчитан на злобу тогдашнего дня. Этот текст естественно был отброшен. Новый текст был написан Демьяном Бедным.
Качества текста оказались таковы, что, в сущности говоря, из скромной попытки обновить старое либретто, вырос в конечном счёте принципиально значительный спектакль.
Задачи, которые стояли перед Демьяном Бедным, были необычайно трудны. Он должен был «подтекстовать» готовую музыку. Весьма умело справившись с той технической задачей, Демьян создал совершенно новую, органически целостную народную сатирическую пьесу, написанную великолепным языком с прекрасным знанием фольклорного и сказочного материала. В пьесе, насколько это позволяет оперная условность, имеются и образы, и характеры, и, что весьма существенно, совершенно стройно развивающийся сюжет и замысловатая интрига.
Демьян Бедный, великолепно учитывая пародийный жанр, всё же не пошёл на идейное облегчение пьесы. Из столкновения двух сказочных лагерей – княжеской челяди, возглавляемой Владимиром-Красным Солнышком, и народа, олицетворённого удалыми разбойниками во главе с Фомой, -- рождается и мораль пьесы: подлинные богатыри – это народ. Именно этот народ и его герой Фома окружены наибольшими симпатиями автора. У них вся удаль, отвага, ум и сметливость. Владимировы богатыри ничтожны и жалки. Именно они олицетворяют слабую и отсталую древнюю Русь.
Демьян объектом для сатиры взял не подлинных сказочных народных героев богатырского эпоса – Илью Муромца, Добрыню Никитича, Микулу Селяниновича, а тех самых «богатырей», над которыми народ издевается в своих былинах. Если русский эпос вообще сатиричен, то в отношении таких персонажей, ставших литературными символами отсталости и трусливости, как Аника-воин, Купило, Авось, Небось, -- вдвойне. Разумеется, не следует преувеличивать социального символа «Богатырей». Это все же опера-фарс, опера-шутка со многими пародийными моментами (издёвка Бородина над псевдонародностью, над стилем гранд-опера).
Из сочетания очень слитного и органического пьесы Демьяна Бедного и музыки Бородина получилась подлинная народно-комическая опера, то есть получился тот жанр, который в русской музыкальной и драматической литературе представлен очень слабо. Само по себе это уже немаловажная заслуга и автора и театра.
Успешность этого опыта должна послужить уроком для наших театров музыкальной комедии, для нашей оперетты, которые годами топчутся на затасканном западноевропейском современном материале, не делая никаких попыток обратиться к русским народным источникам, к богатым фольклорными родниками всех народов СССР.
После «14-1 дивизии» «Богатыри» -- это дальнейший и очень важный шаг для создания народно-комического и феерического зрелища, которому Демьян, наряду со своими злободневными актуальными политическими фельетонами и стихами, уделяет большое внимание.
В трактовке «Богатырей» Камерный театр (постановка А.Я. Таирова) прежде всего отошёл от соблазна дать чисто пародийный, несерьёзный спектакль кривозеркального типа. В своей работе он отправлялся от текста Демьяна Бедного и так же, как и последний, стремился создать синтетическим мастерство своего театра народно-комическое представление. Таиров – признанный мастер музыкально-комедийных представлений. Эти представления едва ли не самая примечательная сторона работы Камерного театра.
Однако «Богатыри» для театра явилось материалом непривычным. В Камерном театре – это первое музыкальное представление на русские народные темы. Если так можно выразиться, «русификация» Камерного театра в этом спектакле проведена с большой сдержанностью и вкусом. И прежде всего театр избежал самой главной опасности – пресловутого пышного и сладкого стиля «рюс». Здесь Таирову необычайно помог замечательный палехский мастер Баженов. Разумеется, его декорации не претендуют ни на реальность, ни на историчность. В них есть известная стилизация, какая вообще свойственна всем работам палешан, но эта стилизация в спектакле полностью оправдана сказочными мотивами его. И оформление, и костюмы удались Баженову блестяще. Можно подолгу любоваться его сказочными интерьерами (терем Забавы, шатёр) и выгородками.
Говоря об исполнении, хотелось бы прежде всего отметить, что такой насквозь заполненный музыкой и пением спектакль, как «Богатыри, прозвучал в Камерном театре с точки зрения музыкальной в высшей степени доброкачественной, пожалуй, не хуже, чем в иных наших музыкальных театрах. Ряд отличных голосов (З. Смирнова), стройные хоры, вполне удовлетворительно звучащий оркестр (дирижёр А. Метнер) – все это придаёт спектаклю и большой музыкальный интерес. Музыку Бородина слушаешь с отменным удовольствием.
Хорошо играют и актёры, большинство которых впервые выступает в подобных ролях. Прекрасная подлинно русская речь Демьяна, сочные стихи и проза доносятся исполнителями отчётливо и верно, в хорошо найденных интонациях. Совершенно превосходна пятёрка горе-богатырей (Федоровский, Антимонов, Холодов, Каменев, Хмельницкий). Однако из этой равной пятёрки хочется выделить Хмельницкого, давшего забавный образ Алёши-удило (именно «чудило», самодовольный франтоватый и глупый), и Антимонова, давшего очень выразительную маску «богатыря купецкого склада. Хорошо поёт и играет (особенно – сцена в тереме) З. Смирнова. Задорно и сочно играет Спендиарова княжича Задиру. Несколько в ином стиле, более подчёркнуто пародийном, но также очень хорошо играет Аркадин – Владимира, Ефрон – Рогнеду и Фенин – Стригу. К этому надо добавить, что и Фенину, и Ефрон приходилось также и много петь, с чем они со своими скромными голосовыми данными справились очень даже неплохо. Обаятелен Фома – Александров. К нему сразу обращаются симпатии зрительного зала, положительность его образа доносится через шутку, улыбку, через лирические сцены и задорные скоморошьи песни. Но в изображении всего остального разбойного лагеря следовало бы достигнуть гораздо большей выразительности. «Разбойники» не всегда производят достаточно импозантное впечатление. А вед в их лице представлена народная стихия.
Весь спектакль поставлен на движении. Сцена ни одной секунды не находится в покое. И здесь Таирову удалось достигнуть значительных результатов. Все ярко, зрелищно и радостно. Хороши и эффектны танцы, поставленные Лащилиным. Особенно хорош последний – финальный танец, поставленный на вихревом карусельном движении.
Разумеется, в спектакле имеются недостатки. К этим недостаткам следует отнести и затянутость отдельных мест. Но следует иметь ввиду, что это все же первый опыт русской народно-комической оперы в советском театре.
Вчера рабочий зритель впервые смотреть спектакль «Богатыри». Успех, который имел спектакль, лишний раз подчёркивает большую удачу опыта Камерного театра.
***
Вчера спектакль «Богатыри» смотрели рабочие и инженерно-технический персонал автозавода им. Сталина. Опера имела большой успех. В одном из антрактов зав. Культмассовым отделом завода т.Апфельд приветствовал автора и участников спектакля от имени первых зрителей его. С ответным словом выступили Демьян Бедный и народный артист республики А.Я. Таиров

