Top.Mail.Ru
30 июня — гастроли спектакля «Ополченский романс» | Новости Московского драматического театра
Автор пьесы Михаил Ярош-Барский, режиссер-постановщик Анна Бабанова, сценограф Николай Чернышев, композитор Андрей Федоськин, художник по свету Сергей Крылов.

Война — сложная тема для творчества, по сути своей направленного не к разрушению, а к созиданию, миру, взаимопониманию и любви. Но разговора о ней не избежать, если быть по-настоящему честным перед собой и зрительным залом. Потому что мимо этой боли проходить нельзя, непростительно.

30 июня в 15:00 и 19:00 на основной сцене Театра имени Пушкина. Продолжительность 1 час 30 минут. Формат «сцена на сцене», 12+
Билеты на сайте northdrama.ru

«На донбасских фронтах я познакомился и подружился с лучшими, на мой взгляд, людьми России» («Истории из легкой и мгновенной жизни»)

Книга известного писателя, а теперь и политического, общественного деятеля Захара Прилепина – первая в художественном осмыслении боевого опыта Донбасса. Опубликованная в 2020-ом, она соотнесена с событиями и героями после 2014-го. Этот «роман в рассказах» - повествование о жизни на войне: в нем минимум пафоса, спокойное описание хаоса, где жизни все же больше, чем смерти, а свет побеждает морок. Сквозные персонажи (Комбат, Лютик, Дак, Скрип и др.) не выдуманы, так что реальные события на Донбассе по сей день вносят свои коррективы в их судьбы. «Ополченский романс», по определению автора, — «14 треков в разном ритме», т.е. проза, замешанная на музыке. В ней – все: любовь, разлука, боль потерь, страх, отчаяние, надежда… Музыка и война — стихии, пронизывающие человеческое существование, даны в непосредственном, порой даже наивно-детском восприятии бойцов, идущих сквозь абсурд и ужас повседневности к пониманию смысла и цели происходящего.

«Успокойся. Они просто люди. Перестань подозревать в них ангельскую природу. Иначе разочарование будет очень болезненным… — Ну и пусть!»

Кто они — ополченцы Донбасса? С виду обычные пацаны, не «супергерои», не «киборги»…и нет у них «индульгенции на пожизненный сияющий ореол»… Но суровые обстоятельства войны, прорастая сквозь их судьбы, меняют природу, впрочем оставляя главное — готовность «положить душу свою за други своя»… А потому перед лицом Неизбежного они, лишенные многих радостей мирной жизни, теряющие друзей, испытывающие нешуточные нервные перегрузки, все же — свободные люди и… «от них исходит энергия чистая, прозрачная, они смотрят на жизнь радостно»…

Свести «в единую историю» рассказы о разных персонажах «Ополченского романса» постарался драматург, режиссер Михаил Ярош-Барский, известный своими произведениями о трагедии подлодки «Курск»: «Предел прочности», «Знак бесконечности», «Письмо Адмиралу Y». Он поставил перед собой задачу — отказавшись от картин насилия, по возможности, никого из героев повествования «не убить», так что проходят они вместе от трагического 2014-го, через все перипетии сопротивления — к встрече танковых колонн Вооруженных сил России в 2022-м…

В тексте пьесы использованы также рассуждения Захара Прилепина из публицистической книги «Не чужая смута», посвященной украинско-русской трагедии 2014 года. Так проясняется перспектива всех описанных событий, становится понятно, что донбасское ополчение — не просто стихийная безотчетная реакция перед лицом смертельной опасности, а исторически, культурно обусловленная воля народа, способного самостоятельно вершить свою судьбу в дни крушения государства.

В спектакле заняты артисты Роман Лесик, Лариса Ребрий, Евгений Нестеров, Павел Авдеев, Александр Петряев, Сергей Даданов, Александр Носырев, Инесса Талашкевич, Евгения Камбалина, Степан Мамойкин, Николай Качура.

В ходе репетиций по всем возникшим вопросам артистов консультировали норильчане-ветераны освободительного движения Донбасса: врач-терапевт Валерий Потапов, с 2014 года активно участвующий в волонтерской работе (медицинская помощь, закупка медикаментов, экипировки и т.д.), неоднократно выезжавший «за ленточку» в ЛДНР с гуманитарными и иными целями; а также Евгений Нарушевич, участник событий на Донбассе с 2014 года, старший офицер батареи самоходных артиллерийских установок (Артиллерийско-реактивный батальон «Октава»).

Благодарим за содействие Юрия Наконечного (представителя Гвардии Захара Прилепина), Елизавету Кондакову (пресс-секретаря Сопредседателя партии «Справедливая Россия — За Правду» Захара Прилепина).
В мае 2024 года постановщики спектакля «Ополченский романс» получили благодарности от Министерства обороны России «За высокий профессиональный уровень творческого проекта».

«Обязательно нужно сейчас говорить на эту тему, поэтому я связалась с фондом Захара Прилепина, и автор бесплатно дал нам права на постановку "Ополченского романса". Наш спектакль первый в России по этой книге. Понятно, мы ставим не все главы, а только небольшую часть. Мне кажется, Захар — гениальный автор, который художественно рассказывает нам об истории, в которой мы все сегодня живём, тем самым формулируя смыслы сегодняшнего дня. А ведь это очень сложно. Обычно смыслы формулируются после — спустя большое количество времени, когда всё пережито, все успокоились и начали размышлять. А он это делает сейчас. Поэтому я и поняла, что просто сидеть дома и варить всё это в себе невозможно. Нужно разобраться». (Анна Бабанова. Из интервью)

Отзывы о спектакле:

«Спектакль-фантасмагория по роману в рассказах о судьбах и жизни людей на войне, которая идет на Донбассе с 2014 года, о непростом этапе теперь уже российской истории, о начале СВО, затронувшей многие российские регионы, о правде и кривде и трудностях личного выбора. Постановка не оставила норильского зрителя безучастным и бескомпромиссно поставила перед ним вопрос: "С кем ты?"» (Газета «Заполярье»)

«Я далеко не эксперт в происходящих событиях, но я из тех, кто не отворачивался. Следила за этим конфликтом с того самого 2014 года, принимая близко к сердцу все наши победы и поражения. Поэтому мне кажется, что норильский "Ополченский романс" честен. Он не про бахвальство и супергероев. Нет, он про простых мужиков с их простыми и настоящими страхами, надеждами и верой (на войне атеистов нет). Он про настоящий «мирняк» (так называют местных жителей) некогда востока Украины — располовиненный и уставший. У большинства из них часть семьи живёт в России, а другая — в незалежной. И они, как те самые красно–зелёные пограничные столбы, стоят посередине и получают по голове с обеих сторон. А ещё он про наших, которые рано или поздно (история рассудит) всё же приходят. Для тех, кто ещё не видел спектакль, но переживает, всё ли будет хорошо, отвечаю: "Всё хорошо! Наши пришли! Наши там!" А вы сходите и посмотрите. Хватит отворачиваться». (Людмила Кожевникова, корреспондент газеты «Заполярная правда», автор документального фильма о норильчанах на Донбассе «ГУМКОНВОЙ: от края до «ленточки» (2023))

«Отличная работа. Болеете вы за СВО, не болеете вы за СВО, пацифист вы или милитарист… — не имеет никакого значения. Это просто качественная работа и, кстати, где акценты расставлены так, что их можно читать по-разному: как гуманистически, так и глубоко патриотически. Это собственно и является всегда доказательством того, что перед вами настоящий художественный акт» (Захар Прилепин)