Top.Mail.Ru
Лилипуты и великаны на Тверском бульваре | СМИ о Московском драматическом театре

Театр имени Пушкина поставил одно из самых загадочных произведений Григория Горина. Вроде бы всё, о чем там говорится, на сцене присутствует, и в то же время ничего этого нет. Взять хотя бы дом. На первый взгляд крепкое строение. А если присмотреться, — обитель воображения. Населяют ее разномастные персонажи писателя и священнослужителя Джонатана Свифта. А по совместительству душевнобольные, которым он отписал дом и деньги.

Также не исключено, что никакие они не больные. Лакей Патрик (Сергей Миллер) уверяет, что, оберегая хозяйское добро от безумных, пригласил труппу бродячих актеров. Они-то выдают себя за лилипутов, гуингмов, великанов и прочих фриков. Лилипуты меряются ростом. Экс-великан (Григорий Сиятвинда) вызывает на бой Ланцелота и требует писателя в качестве судьи.

А вот и сам писатель (Андрей Заводюк). Или лицедей. Или сумасшедший, ежедневно в пять часов пополудни инсценирующий собственную смерть. Седовласый, благообразный, молчаливый. Говорят за него дамы (Анастасия Панина и Анна Кармакова). Обе претендуют на благосклонность, и к обеим он равнодушен.

«Декан абсолютно нормален», — говорит доктор Симпсон (Антон Феоктистов), чем приводит в замешательство членов опекунского совета. Они-то думали, что появившееся над Дублином светящееся тело можно списать на больное воображение Свифта. А теперь надо докладывать в Лондон и везти туда доктора.

Стоп, доктор уже никуда не едет. Потому как не наемный эскулап, а самый настоящий Гулливер и заместитель Свифта. Именно его 300 лет спустя торжественно предъявляют лапутянам, явившимся послушать о «яростной саркастичности» декана и писателя. Ну а подлинный Свифт наконец-то умирает по-настоящему, и по нем звонит колокол. Звон реален, а вот смерть... Не дождетесь. Занавес.

Пьеса Горина — биография автора «Путешествия Гулливера», поданная сквозь призму его книг. А по сути — собрание больших, малых и микроскопических фантасмагорий. Драматург, сам врач, понимал, что грань между здоровьем и болезнью, нормой и безумием бывает призрачной, а иногда и вовсе отсутствует. Но именно на этой пограничной полосе нас ожидают прозрения и открытия. Иногда круто меняющие жизнь, но чаще остающиеся приятным воспоминанием.

Читать горинские новеллы очень интересно. Смотреть — порой утомительно. Режиссер Евгений Писарев с большим уважением относится к тексту, хотя малая толика артистической небрежности (что-то купировать, где-то ужать) здесь бы не помешала. Да и дополнительные музыкальные и танцевальные фрагменты (пусть простят меня сторонники базового текста) пришлись бы кстати, подчеркнув емкость слова и изобретательность художественного решения. Огромная сферическая конструкция, напоминающая опрокинутую чашку, впечатляет функциональностью: дом, беседка, рыцарское ристалище, летающая тарелка и собственно чашка — в сцене спора двух лилипутов, выясняющих, кто из них выше.

Места для событий не так много, зато двойных и тройных смыслов предостаточно. Жаль только, что не все актеры достаточно звучно подают текст. Теряется, например, одна из главных новелл спектакля — история констебля, который в одной из своих жизней был стражником на Голгофе, смалодушничал и не спас Христа. И вот теперь отчаянным поступком снимает с себя вину.

Впрочем, здесь много сокровенных признаний, которые нужно было бы произносить шепотом. Но сцена есть сцена. Здесь говорят в голос. Поэтому «Дом...» лучше читать. Не ошибетесь.