Машиналь
Annotation
Пьеса Софи Тредуэлл, по словам Таирова, воплощает «омеханизированную жизнь крупного города, его бездушное круговращение, стандартизированное бытие, выхолощенную динамику и перебойные ритмы». Такова западная цивилизация, в которой люди — рабы машин, а их жизни сами по себе не имеют никакой ценности. «Социальной задачей спектакля для меня является раскрытие внутренней пустоты такой цивилизации, показ муляжности и лицемерия ее „священных институтов“, показ мертвящей схватки ее по инерции вращающихся шестерен, разламывающих и умерщвляющих каждое живое человеческое движение барахтающихся одиночек» — писал Таиров. Капиталистический строй, по мнению режиссера, только прикрывается индивидуализмом, на самом деле убивая в человеке чувства, мысли, эмоции — то есть настоящую индивидуальность.
Таиров по сути выделяет в произведении два действующих лица — Эллен и всех остальных, «которые едят, пьют, спят, рожают себе подобных, одеваются, раздеваются, имеют свои вожделения и занятия, лицемерят, грешат, лгут, служат, судят, богатеют и разоряются лишь в пределах установившегося стандарта». Эти люди сами не замечают, как стандарт въелся в их плоть и кровь. Они думают, что живут свободно, по собственной воле.
Эллен в корне отличается от них, но она не борец и не бунтарь. Как рассуждает о ней Таиров, «она просто отстала от хода машины, и поэтому машина безжалостно, шаг за шагом, ущемляет каждое малейшее проявление ее маленького, живого «я». С присущим Таирову пылом он говорит, что машина эта продолжит свой ход до тех пор, пока рука людей другой категории и другого класса не остановит ее и не поведет жизнь по другому руслу.
Отзывы критиков о «Машинали», как часто бывало с постановками Камерного театра, очень сильно разнились. Одни обвиняли Таирова в излишнем внимании к форме и слабой проработке образов, отсутствии острой характерности. Другие хвалили яркую игру Алисы Коонен (Эллен) и восторгались атмосферой спектакля.
На премьеру «Машинали» приезжала сама автор пьесы Софи Тредуэлл, которая давно следила за творчеством Камерного театра. Американская писательница не скрывала своего восхищения: «Мне говорили о том, что Таиров владеет режиссерским ключом, который раскрывает
Authors
Cast
-
The whole composition