Таиров Александр Яковлевич
г. Ромны
06 July 1885
Петербургский универститет
Народный артист РСФСР
Орден Ленина
Biography
Имя Александра Таирова — знаковое для всего театрального мира. Великий
Театр увлекал Таирова с самого детства. Его отец, народный учитель, часто ставил школьные спектакли со своими учениками, а сын был верным зрителем. В восемь лет он впервые посмотрел профессиональную постановку — «Фауста» братьев Адельгейм. «Я не помню впечатления от самого спектакля, но, очевидно, он пробудил во мне мои театральные инстинкты, потому что после этого в садовой беседке вместе со своими товарищами я разыгрывал импровизации на тему о Фаусте, причем я изображал Валентина» — вспоминал режиссер.
Чуть позже, обучаясь в гимназии в Киеве, Таиров жил у тетки, бывшей актрисы, которая страстно любила оперу. Частые посещения оперного театра также захватывали его. Самое сильное впечатление в то время вызвал «Демон»: «Помню, как меня журила Наталья Ивановна за то, что я портил все кресла в гостиной, взбираясь на них вместо отсутствующей скалы, и распевал: «И будешь ты царицей мира…»
Постепенно театральные «опыты» в гостиной перенеслись на сцену. Первые любительские работы Таирова — гимназист в «Роковом дебюте» и офицер в водевиле «Денщик подвел». Ближе к окончанию гимназии он начал учиться у профессиональных артистов Лепковских. На сцене драматического товарищества под руководством
Год спустя его приняли в труппу Михаила Бородая в Киеве. Первый профессиональный сезон, как выражался сам режиссер, был отмечен ролями Лизандра в спектакле «Сон в летнюю ночь» и Бургомистра в «Ганнеле». Начало первой русской революции «затянуло» в политику и Таирова. В 1905 году он провел всеобщую забастовку киевских театров и актеров, дважды был арестован.
В это непростое время на гастроли в Киев приезжала знаменитая актриса
В конце сезона
После окончания университета в 1913 году, Таиров переехал в Москву и вступил в адвокатскую корпорацию. Началось его сотрудничество со Свободным театром Марджанова. Режиссер Марджанов, оправдывая название своего театра, обещал ему полную свободу воплощения творческих замыслов. И Таиров начал реализовывать себя как режиссер: «Моя встреча с ним, его обещание дать мне полную возможность работать так, как я считаю нужным (которое он безусловно выполнил), молодое, новое дело, молодая, неиспорченная рутиной труппа, включение в репертуар пантомим снова окрылили мои мечты, и я снова вернулся в театр. В „Покрывале Пьеретты“, в „Желтой кофте“ яснее наметились принципы моей работы, объединившей вокруг меня группу готовых на всякие испытания соратников, желавших смело идти на поиски нового актерского мастерства и нового театра, и вместе с ними в 1914 году мною был основан Камерный театр».
Вся дальнейшая жизнь режиссера была связана с его детищем — Камерным театром. Подробное развитие его взглядов на искусство вы можете проследить, читая о самых знаковых театральных работах Таирова в материалах нашего сайта. В этот, самый плодотворный период жизни, на стороне режиссер поставил лишь одну постановку — «Демона» в оперном театре Зимина. Это был своего рода отклик на те, еще детские впечатления, которые будущий великий театральный реформатор получил в Киеве.
На судьбу Камерного театра напрямую влияла политическая обстановка и официальная идеология. В 1936 году он подвергся грубой критике за постановку
Началось последнее десятилетие в жизни Камерного театра. В 1949 году «борьба с низкопоклонством перед Западом» привела к тому, что Таирова, активно ставившего произведения зарубежных авторов, отстранили от руководства. В 1950 году, в здании по адресу Тверской бульвар, 23 возник новый театр — Театр имени Пушкина. Жизнь Таирова оборвалась в том же 1950 году.