Любовь под вязами
Annotation
Постановка этой пьесы американского драматурга Юджина О’Нила принесла Камерному театру большой зрительский успех. Она как нельзя лучше отвечала требованиям Таирова, вместо абстрактных эмоций предлагая конкретные проблемы и обстоятельства. «Любовь Ромео и Джульетты не может больше захватить зрительный зал в силу абстрактности препятствий, которые ей приходится преодолевать. Любовь Эбби и Ибена, наоборот, волнует зрителя именно потому, что на своем пути она вступает в борьбу с инстинктом собственничества, препятствием, актуальность которого предельно конкретна», — говорил он в беседе с актерами.
Молодая Эбби становится женой старика Кэббота. Переехав на ферму к мужу она знакомится с его сыном Ибеном и безумно влюбляется в молодого человека. Ибен также мечтает об Эбби. Между их счастьем встает не только старший Кэббот, но и конфликт собственников. Ибен должен унаследовать ферму после смерти отца, но его мачеха также претендует на имущество. Любовь между ними отходит на второй план, вытесненная взаимным недоверием и жаждой наследства…
Таиров вел исполнителей к тончайшему проникновению в психологию действующих лиц. Роли Эбби и Ибена блестяще играли Алиса Коонен и Николай Церетелли (позже Николай Чаплыгин). В персонажах кипела борьба инстинктов — страсти, перешедшей в любовь, этого родника, очищающего их души, против инстинкта собственничества, привитого им обществом и средой. Вызывающая бравада каждого, одного перед другим, как будущих владельцев фермы, и непреодолимое тяготение влюбленных сквозили во всем: в стихающем и снова взрывающемся звуке речи, в затаенных интонациях движений, настороженных, вдруг — смелых, вызывающих, а потом — чистых естественных, живых, передающих вожделение, желание, нежность. Преступление становится для них ступенью к нравственному пробуждению, ужас перед содеянным открывает глаза на жизнь и ее истинные ценности.
Критик Марков так отзывается о спектакле в «Правде»: «Камерный театр и его режиссер Таиров хорошо расслышали тяжелую поступь драмы О’Нила. Не приурочивая пьесы к определенному моменту, Таиров в соответствии с манерой Камерного театра переводит действие в атмосферу обобщенного реализма. Постепенное нарастание внутреннего действия, освобождение от мелких деталей, скупость внешнего оформления (отличный макет братьев Стенберг), пародийный рисунок танцев (прекрасно поставленных Н. Глан) — все передает умело угаданный ритм пьесы».
Authors
Cast
-
The whole composition