Annotation
Опера-фарс «Богатыри» вовлекла Таирова в крупнейший идеологический скандал. Автором либретто был известный в то время большевистский поэт Демьян Бедный, переработавший либретто драматурга XIX века А. Крылова в уничижительном, сатирическом духе. В характерном для Демьяна Бедного стиле высмеивались события древнерусской истории, главным образом, Крещение Руси. Богатыри представлялись не в ореоле официоза, а как веселые люди, не чуждые всем земным порокам.
Эта трактовка категорически не понравилась председателю Совнаркома В. М. Молотову, который ушел после первого акта, бросив фразу: «Безобразие! Богатыри ведь были замечательные люди». После этого хвалить спектакль (премьера которого прошла с большим успехом) было просто опасно. Постановку запретили, в газете «Правда» вышла коньюнктурная статья «Театр, чуждый народу» и началась настоящая травля Таирова.
Постановление Политбюро ЦК ВКП (б) гласило: «Ввиду того, что опера-фарс Демьяна Бедного, поставленная под руководством А. Я. Таирова: а) является попыткой возвеличить разбойников Киевской Руси, как положительный революционный элемент, что насквозь фальшиво по своей политической тенденции, б) огульно чернит богатырей русского былинного эпоса, в то время как в народном представлении они являются носителями героических черт русского народа, в) дает антиисторическое и издевательское изображение крещения Руси, являвшееся в действительности положительным этапом в истории русского народа, так как оно способствовало сближению славянских народов с народами более высокой культуры, Комитет по делам искусств при СНК СССР постановляет: Пьесу „Богатыри“ с репертуара снять».
Многие деятели искусства высказывались тогда против Таирова и Демьяна Бедного. Всеволод Мейерхольд: «Наконец-то стукнули Таирова так, как он этого заслуживал. Я веду список запрещенных пьес у Таирова, в этом списке „Богатыри“ будут жемчужиной. И Демьяну так и надо!» Константин Станиславский: «Большевики гениальны. Все, что делает Камерный театр, не искусство. Это формализм. Это деляческий театр, это театр Коонен».
После такого поворота событий у Таирова случился сердечный приступ. А Демьян Бедный на три дня заперся у себя дома и никого не пускал. Те, кто не ругал, приходили поддержать Таирова. По словам его супруги Алисы Коонен, шли «как на похороны». Режиссер очень переживал, что после этой политической неудачи ему не дадут больше работать.
А неудача были именно политической. В основу всех рецензий легло негативное мнение Молотова. На самом деле «Богатыри» были всего лишь веселой карнавальной комедией, своеобразным сатирическим фарсом, где былинные богатыри больше походили на живых реальных людей. Они не чуждались земных пороков, но остро чувствовали свою неразрывную связь с родной землей.
Authors
Cast