Багровый остров 1928 г.
Annotation
Перейти на страницу постановки «БАГРОВЫЙ ОСТРОВ» 2022 года — премьера 12 и 13 октября!
О спектакле 1928 года.
Генеральная репетиция пьесы гражданина Жюля Верна в театре Геннадия Панфиловича с музыкой, извержением вулкана и английскими матросами
Этот спектакль «прожил» на театральной сцене короткую жизнь. Всего 60 представлений, и в июне
Стремясь оградить спектакль от политической критики, Таиров перед премьерой разъяснил замысел постановки в журнале «Жизнь искусства»: «Это театр в городе Н. со всей его допотопной структурой, со всеми его заскорузлыми общетеатральными сценическими и актерскими штампами, который, попав в бурное течение революции, наскоро „приспособился“ и стал с помощью все того же арсенала своих изобразительных средств, ничтоже сумняшеся, ставить на своей сцене только сугубо „идеологические“ пьесы… И директор театра Геннадий Панфилович, и драматург Дымогацкий — оба вперегонки „приспособляются“ и оба полны почти мистического трепета перед третьим — Саввой Лукичем, ибо от него, от этого Саввы Лукича, зависит „разрешеньице“ пьесы или „запрещеньице“. Для получения этого „разрешеньица“ они готовы на все: как угодно перефасонивать пьесу, только что раздав роли, тут же под суфлера устраивать генеральную репетицию в гриме и костюмах, ибо Савва Лукич в Крым уезжает. А Савва Лукич, уродливо бюрократически восприняв важные общественные функции, уверовав, как папа римский, в свою мудрость и непогрешимость, вершит судьбы Геннадиев Панфиловичей и Дымогацких, перекраивает вместе с ними наспех пьесы, в бюрократическом стремлении своем не ведая, что вместе с ними насаждает отвратительное мещанское, беспринципное приспособленчество и плодит уродливые штампы псевдореволюционных пьес, способных лишь осквернить дело революции и сыграть обратную, антиобщественную роль, заменяя подлинный пафос и силу революционной природы мещанским сладковатым сиропом беспомощного и штампованного суррогата.
В нашу эпоху, эпоху подлинной культурной революции, является, на наш взгляд, серьезной общественной задачей в порядке самокритики окончательно разоблачить лживость подобных приемов, к сожалению, еще до конца не изжитых до настоящего времени. Эту общественную и культурно важную цель преследует в нашем театре „Багровый остров“ — спектакль, задача которого является путем сатиры ниспровергнуть готовые пустые штампы как общественного, так и театрального порядка».
Понятно, что режиссер стремился сделать спектакль цензурно более приемлемым, поэтому сводил дело к личностям отдельных исполнителей, допускающих произвол и самодурство. Хотя от замысла автора, яро обличающего советскую цензуру, это было достаточно далеко. Но даже такие меры не позволили Таирову надолго удержать спектакль в репертуаре. В схватке цензуры и искусства снова победила цензура.
Authors
Cast
-
The whole composition