Top.Mail.Ru
Валерий Носик: биография, роли, звания, награды, фото
Place of Birth

г. Москва

Date of Birth

09 October 1940

Rank

Заслуженный артист РСФСР (26.0.1983)

Народный артист РФ (1.03.1994)

Biography

Окончил Всесоюзный государственный институт кинематографии (1963, мастерская Михаила Ромма).

В 1961–1964 годах — актёр Московского ТЮЗа.

Один из создателей и актёр Экспериментального театра-студии пантомимы («Эктемим») под руководством А. Румнева.

В 1965–1972 годах — актёр Московского драматического театра имени А. С. Пушкина.

С 1972 года — актёр Малого театра.

Необыкновенно органичный, подвижный обаятельный актер, Носик начал работать в Театре имени Пушкина с Борисом Равенских, а позднее ушел с ним в Малый театр. Первой ролью Валерия Носика в Театре имени Пушкина стал Миронов в спектакле Равенских «Дни нашей жизни». Это был настоящий фейерверк трюков, придуманных режиссером и блистательно сыгранных Валерием Носиком. После этого спектакля стало ясно, что в Театр Пушкина пришел удивительный актер. Несмотря на то, что Носик был больше известен, как комедийный актер, он пронзительно лирично сыграл роль влюбленного Мадали в «Метели», открыв для публики совсем другую грань своего таланта.

«Актер театра Равенских должен обладать своего рода афористичностью мышления, качеством, каким обладает, например, Валерий Носик. Носик начинал в Экспериментальном театре пантомимы. И тогда еще в одной из статей в связи с его работой (пантомима «Неизвестный солдат») было сделано любопытное замечание. «Обратим внимание на поразительный факт, — писал автор статьи Б. Емельянов. — Хотя здесь (в пантомиме Носика. — Т. З.) показывались муки и смерть, пантомима не была натуралистичной. Почему же истязания, всегда бьющие по нервам зрителей драматического театра, в пантомиме вызывают лишь гнев? Различие здесь примерно такое же, как между истошным криком и диссонансом в музыке, где страдание звучит по законам гармонии и контрапункта. Парадокс заключается в том, что при всей максимальной правдивости пантомима не выдает себя за доподлинную жизнь, как иной драматический театр. Пантомима откровенно подчеркивает свою игровую природу и не боится нарушить иллюзию, потому что в любой момент может воссоздать ее видимой логикой смысла». (Т. Забозлаева)

Позже «музыкальное» впечатление от искусства актера, обусловленное, казалось, лишь спецификой пантомимического жанра, не исчезло и в драматическом театре. В природе дарования Носика та мера обобщающей поэтизации индивидуального, конкретного человеческого чувства, когда эмоциональная стихия предстает сконцентрированной и упорядоченной до степени убежденности, страсти.

Актёр скончался в своей московской квартире 4 января 1995 года на 55-м году жизни. Похоронен на 2-м участке Троекуровского кладбища Москвы.

Past works