Носик Валерий Бенедиктович
г. Москва
09 October 1940
Заслуженный артист РСФСР (26.0.1983)
Народный артист РФ (1.03.1994)
Biography
Окончил Всесоюзный государственный институт кинематографии (1963, мастерская Михаила Ромма).
В 1961–1964 годах — актёр Московского ТЮЗа.
Один из создателей и актёр Экспериментального
В 1965–1972 годах — актёр Московского драматического театра имени
С 1972 года — актёр Малого театра.
Необыкновенно органичный, подвижный обаятельный актер, Носик начал работать в Театре имени Пушкина с Борисом Равенских, а позднее ушел с ним в Малый театр. Первой ролью Валерия Носика в Театре имени Пушкина стал Миронов в спектакле Равенских «Дни нашей жизни». Это был настоящий фейерверк трюков, придуманных режиссером и блистательно сыгранных Валерием Носиком. После этого спектакля стало ясно, что в Театр Пушкина пришел удивительный актер. Несмотря на то, что Носик был больше известен, как комедийный актер, он пронзительно лирично сыграл роль влюбленного Мадали в «Метели», открыв для публики совсем другую грань своего таланта.
«Актер театра Равенских должен обладать своего рода афористичностью мышления, качеством, каким обладает, например, Валерий Носик. Носик начинал в Экспериментальном театре пантомимы. И тогда еще в одной из статей в связи с его работой (пантомима «Неизвестный солдат») было сделано любопытное замечание. «Обратим внимание на поразительный факт, — писал автор статьи Б. Емельянов. — Хотя здесь (в пантомиме Носика. — Т. З.) показывались муки и смерть, пантомима не была натуралистичной. Почему же истязания, всегда бьющие по нервам зрителей драматического театра, в пантомиме вызывают лишь гнев? Различие здесь примерно такое же, как между истошным криком и диссонансом в музыке, где страдание звучит по законам гармонии и контрапункта. Парадокс заключается в том, что при всей максимальной правдивости пантомима не выдает себя за доподлинную жизнь, как иной драматический театр. Пантомима откровенно подчеркивает свою игровую природу и не боится нарушить иллюзию, потому что в любой момент может воссоздать ее видимой логикой смысла». (Т. Забозлаева)
Позже «музыкальное» впечатление от искусства актера, обусловленное, казалось, лишь спецификой пантомимического жанра, не исчезло и в драматическом театре. В природе дарования Носика та мера обобщающей поэтизации индивидуального, конкретного человеческого чувства, когда эмоциональная стихия предстает сконцентрированной и упорядоченной до степени убежденности, страсти.
Актёр скончался в своей московской квартире 4 января 1995 года на