Миклашевская Августа Леонидовна
г. Ростов-на-Дону
18 March 1891
Театральная школа при Ростовском драматическом театре
Заслуженная артистка РСФСР
Biography
Имя Августы Миклашевской прочно связано с именем Сергея Есенина, зачастую упоминается в биографиях поэта и воспоминаниях современников. Очарованный ею поэт посвятил Миклашевской цикл своих стихотворений «Любовь хулигана».
Будущая актриса росла в обеспеченной семье, получила хорошее образование. Театральному мастерству она обучалась у народных артистов РСФСР Веры Поповой и Николая Синельникова в школе при Ростовском драмтеатре. Позже уехала учиться в Москву, в театральную школу Шора, и была принята в труппу Камерного театра. Здесь Миклашевская стала актрисой «номер два» после Алисы Коонен.
Во время болезни Коонен ее задействовали в спектакле «Сакунтала» (первая главная роль). В популярном спектакле «Принцесса Брамбилла» Миклашевской сразу доверили главную роль. Затем она сыграла царевну Арикию в «Федре» (исполнительница роли Федры — Алиса Коонен).
В 1916 году вышел первый фильм с участием актрисы —
В это время у Миклашевской завязался роман с балетмейстером Большого театра Львом Лащилиным, обучавшем хореографии разносторонних артистов Камерного театра. Оба были женаты. Августа Леонидовна развелась с первым мужем, брак с которым был заключен еще дома в
1923 год принес ей профессиональные разочарования и судьбоносное знакомство с Есениным. Труппа Камерного уехала на длительные зарубежные гастроли. Миклашевской не разрешили взять маленького сына с собой, и она осталась в Москве, напрочь разругавшись с Таировым.
В конце лета
Августа Леонидовна рассказывала о том, как однажды к ней домой зашел Владимир Маяковский. Поэт попросил воспользоваться телефоном. Окинув ее взглядом, он спросил «Вы Миклашевская?» И, получив утвердительный ответ, сказал: «Да…» Маяковский так никуда и не позвонил. Он был наслышан об этой удивительной женщине от влюбленного в нее Есенина и попросту хотел взглянуть на нее. Красота Августы Леонидовны приводила в восхищение многих мужчин.
В 1924 году она пришла в новый московский театр — Театр Сатиры. Репертуар не устраивал артистку и первый театральный сезон здесь стал для нее последним. В 1925 году она потеряла работу и дорогого для нее человека — Сергея Есенина. Метания происходили в душе и в жизни актрисы. Год спустя Августа Леонидовна поехала работать в Брянский театр, затем устроилась в столичный Передвижной театр, потом снова вернулась в Брянск. Во время сталинских репрессий был расстрелян ее отец, Леонид Сергеевич Спиров…
В Брянске Миклашевская полюбилась зрителям за роли в спектаклях «Любовь Яровая», «Ее путь», «Шут на троне», «На дне» и др. Там она сблизилась с режиссером Борисом Пиковским. Вместе они работали дальше — в Красноярске и Туле, в
В 1943 году, когда театры стали возвращаться из эвакуации, Миклашевская приехала в Москву. Она помирилась с Таировым и была вновь зачислена в труппу Камерного театра. Успешно дебютировала в роли Аркадиной в чеховской «Чайке», выступив равноправной партнершей Коонен (Нины Заречной). Она с успехом возобновила одну из своих главных ролей — принцессы Бульонской в легендарном спектакле Камерного театра «Адриенна Лекуврер», прошедшем 14 июня 1944 года в
После закрытия Камерного Миклашевская восемь лет проработала в Театре имени Пушкина. Самой заметной за этот период была роль Мары в спектакле
Скончалась Августа Леонидовна в возрасте 86 лет. Прах Миклашевской находится в колумбарии на Ваганьковском кладбище недалеко от могилы Есенина.