Top.Mail.Ru
Высокая трагедия без единого слова | СМИ о Московском драматическом театре

История Орлеанской Девы, сожженной на костре городской площади Руана, рассказывается языком хореографии, с использованием средневековой музыки. На сцене сражаются, попадают в плен, восходят на царство, пытают, душат, судят, соблазняют, предают и продают так, как это было в 15 веке, во Франции. Воины, крестьяне, придворные, тюремщики действуют самым активным образом, и их движения быстрые, энергичные, экспрессивные и четкие. Режиссер Сергей Землянский – он же и хореограф воссоздает атмосферу и пластику Инквизиции, - страшного позора в истории человечества.

То, что происходит на сцене, можно сравнить с войной, если кто был на войне, или с громадным пожаром, если кто оказывался в эпицентре огня, или с землетрясением, с большими человеческими жертвами. За историческим названием 100-летняя война, кажется, уже ничего и нет. Но Сергей Землянский, художник-постановщик Максим Обрезков, композитор Павел Акимкин и, конечно же, актеры (в роли Жанны Д'Арк актриса театра имени Пушкина Анастасия Панина) дают нам понять, почувствовать – что такое Столетняя война, и каково это быть ее участником.

Жанны Д'Арк на сцене театра имени Пушкина, конечно, героиня – и не только Франции, а героиня всех времен и всех народов.

Актриса Анастасия Панина после премьеры поделилась с «ВМ» своим представлением о Жанне Д'Арк:

- В свою роль я вкладывала веру, любовь, надежду, честь, достоинство, наивность, женственность, несмотря на всю ее мужественность. Спектакль про жестокое время, которое по сути не очень изменилось, и про то, что человеческая жизнь ничего не стоит, что тот, кто говорит правду, никому не угоден. Жанна – очень цельная натура, и она ничего не боится, и, признаюсь, что я мечтала сыграть ее давно. Для меня история Жанны – правдоподобна от начала до конца. Уничтожили, убили то, что чему должны были поклоняться, и это страшно. Да, физически роль сложная – но я восемь лет занималась гимнастикой, и сейчас мне этот спор мне помогает.

В спектакле много металла – лестницы, уходящие в небо, и трансформирующиеся в замки, крепости, страны… А еще мечи, копья, вилы, и все они колют, режут, убивают. И зритель не может не задастся вопросом: «Когда же закончится насилие, и люди смогут просто жить?».

Сергей Землянский объяснил «ВМ» замысел постановки:

- Актуальность сюжета очевидна: мы живем в эпоху необъяснимых метаний церковных служителей, когда в обществе отсутствуют настоящие герои. Так почему бы нам, сегодняшним, не обратиться к истории человечества? Жанна Д'Арк, жившая в то страшное время Инквизиции, когда можно было безнаказанно убивать, грабить, насиловать, пытать и сжигать заживо, несла людям свет. Наша главная цель – показать, что даже в самых жутких обстоятельствах нужно находить и сохранять в себе духовность и чистоту.

Эта премьера, поставленная талантливыми людьми из разных театров (так, Максим Обрезков – главный художник театра имени Вахтангова), безусловная, победа театра имени Пушкина. Сильное высказывание о Святой Иоанне. Кстати, к лику Святых Жанну Д'Арк причислили только в 1920 году, после чего Бернард Шоу и написал свою пьесу (1923 год). Пьеса длинная – из шести актов, а это спектакль короткий – всего 1.40, но, поверьте, в нем все есть – без единого слова.