Искусство призвано отражать своё время, создавая новые актуальные для людей произведения или переосмысливая творения прошлого в контексте современной жизни. Пандемия коронавируса создала тягостную атмосферу для многих людей, когда они становятся ненужными государству — будь то люди старшего поколения или молодые, занятые сегодня в уходящих профессиях. Дискомфорт в жизни, потерянность людей вернулась в нашу жизнь вместе с новыми обстоятельствами.

 По словам Игоря Теплова, режиссёра и автора спектакля «Заповедник» в театре им. Пушкина – это прежде всего история о человеке, который оказался ненужным «системе». «Время действия, этническая принадлежность героев и политический контекст – вторичны», – говорит он.

В центре повествования повести советского писателя-диссидента Сергея Довлатова — писатель Борис Алиханов, жизнь которого оказывается в полной разрухе. Вот уже 20 лет его сочинений никто не печатает и не издает. Денег нет. Он запойный алкоголик, от которого ушла жена. Мало того: бывшая супруга с маленькой дочкой вот-вот иммигрируют на Запад. Чтобы сделать передышку и подзаработать, он устраивается на лето экскурсоводом в пушкинский музей-заповедник «Михайловское». Конец истории закономерен.

Все эти детали в общих чертах повторяют жизнь самого Довлатова, который написал повесть за несколько лет до отъезда на Запад, впервые опубликовав её уже в Нью-Йорке.

 «Работая с Заповедником, все сталкиваются с вопросом, Довлатов ли Алиханов? – поясняет режиссёр. – Да, они очень близки, но надо понимать, что это не Довлатов. Сам автор писал, что это Алиханов: «Если бы я смог описать Бродского, я бы написал: Бродский, но боюсь, я не смогу». Довлатов создаёт усреднённый образ писателя. Мы понимаем, что он талантлив. Важно же не то, Довлатов это или Бродский. А важно, что любой человек заслуживает любви. Для меня центральной фразой является «Взгляните на меня с любовью». Не тогда, когда людей уже выгнали и они умерли, после чего стали понятными и безопасными, а в то время, пока они живы».

Вместе с тем «Заповедник» — это отнюдь не повесть о всеобщей любви, это требование любви от окружающих без обещания ответных чувств. Призывая «взглянуть на него с любовью», главный герой находит свое окружение лишь глупым и уродливым. Он делает мир объектом своих насмешек, опрыскивая всё желчью, и удивляется, встречая доброе к себе отношение. Жить в такой атмосфере и автору, и главному герою несладко; в этом исток трагедии.

Очевидно, любя Довлатова-Алиханова, автор спектакля пытается взглянуть на мир его глазами, обретая с этим его избирательную близорукость, где «реальность подменяется заезженными лозунгами, культура – культом, а абсурд становится нормой». Сценическое воплощение такого взгляда на мир режиссёрской командой и актёрами было сделано ярко, живо, весело и талантливо, говорим ли мы об игре, сценографии или музыкальном оформлении.

 Игорь Теплов рассказал «Э-Вести» о том, почему он взялся за это произведение: «Мы продолжаем жить в Заповеднике… Он здесь. Даже странно как-то. Мне кажется, что эти рифмы настолько очевидны, что их надо сейчас прятать. Но они сами вылезают. Все так же людей унижают, все так же что имеем – не храним, потерявши – плачем».

Задача была осуществлена в полной мере. Те, кто имеют сходное ощущение сегодняшнего дня, будут чувствовать в «Заповеднике» в театре им. Пушкина себя в своей тарелке, в полной гармонии со своими эмоциями. Это вневременная пьеса, созданная для ненужных людей.