Top.Mail.Ru
Сумасшедший дом Джудит | СМИ о Московском драматическом театре

К юбилею Веры Алентовой режиссер Евгений Писарев выпустил бенефисный спектакль «Апельсины & лимоны» – о нестареющей актрисе, которая, выйдя на пенсию, превращает свой дом в театр, а родных и друзей – в партнеров по сцене.

Пьеса английского драматурга Ноэла Коуарда «Сенная лихорадка», написанная в 1925 году, столичному зрителю знакома давно. Ее частенько выбирают для бенефиса больших актрис (в 2008 году, например, в МХТ им. Чехова в ней блистала Ольга Яковлева). В Театре им. Пушкина тоже бенефис: 21 февраля Вера Алентова отметит свой юбилей.

Евгений Писарев остановился на названии, от которого когда-то отказался драматург, а именно: «Апельсины & лимоны». Сам Ноэл Коуард вырос за кулисами, прекрасно знал актёрские нравы, а также умел показать тонкую разницу между служителями театра с их причудами и обыкновенным человеком, случайно оказавшимся заложником очередного спектакля. Он понимал, что бывших артистов в этом деле не бывает. Настоящий артист – это, как говорится, до гроба (с этой точки зрения слово «лихорадка» в названии пьесы как нельзя более уместно).

Дом семейства Блисс по-настоящему лихорадит. Но не от вируса Эбола, а от неразгаданной актерской бациллы, которая в крови у Джудит. Теперь она живет в уединенном тихом месте со своей семьей, выращивает цветы, но несмотря на это – помпезно, с театральным пафосом, принимает гостей, наслаждаясь вниманием молодых поклонников. И похоже, что домочадцы давно уже привыкли к причудам Джудит: здесь каждый живет своей жизнью, словно отгородившись от столь безудержной «театральности».
Дочка Сорель (Анна Бегунова) – настоящая оторва и скандалистка. Сын Саймон (Александр Дмитриев) – отпетый циник, а глава семейства (Борис Дьяченко) вообще, казалось бы, не интересуется семьей, а только лишь пишет романы о какой-то дальней, нездешней жизни. Хотя то, что творит Джудит, интереснее любого романа и явно просится на бумагу. В ее сердце каждый день закипают страсти, которые требуют сиюминутного выхода. Естественно простые смертные, не посвященные в особенности этого сумасшедшего дома Джудит, становятся заложниками различных несуразных историй. И что самое забавное, реагируют на них по-настоящему – искренне и органично. Этого и ждет актриса. Однако у ее интриг – созидательная природа. Она мечтает сделать внешний мир не таким монотонным и скучным. Чего только стоят, например, бутафорские апельсины и лимоны, которые Джудит помещает вазу вместо привычных цветов.

Несмотря на заложенную в пьесе трагическую линию (наблюдать за персонажем, стоящем на пороге старости, всегда больно), Евгений Писарев создал остроумную комедию положений. Он перенес действие из дома главных героев в сад, где пасутся бараны. Бараны, кстати, еще не раз сыграют свою роль в постановке: каждое «бе-е-е» будет укрупнять оценки героев, а порой и тонко намекать, на стадность человеческой жизни. Хороша и сценография. Зеленый луг, обрамленный уличными фонарям, пригорок, за которым открывается бездонное синее небо, создают поистине райскую картину.

Нужно отдать должное Джудит. Легкая, обаятельная, пышущая жаждой жизни и энергией подростка, она иронизирует над собой, над возрастом и над актерской профессией. И в этом плане Вера Алентова продемонстрировала высокое мастерство: трудно понять, где она делится собственным опытом, а где – говорит от лица своей героини. Здесь многое смешано, но сделано это с филигранной тонкостью, что называется, бесшовная работа.

Под занавес спектакля гротеск и абсурд соединяются воедино, гости в беспамятстве бегут из сумасшедшего дома. Отец, наконец, дописывает роман, сын – картину, а стареющая актриса решает… вернуться на сцену. Неожиданно здесь всплывает еще одна тема: эмоциональная пустота художника в обычной жизни. Каждому творцу нужен свой «спектакль» для того, чтобы разжечь внутри себя эмоциональный огонь. Но эти вопросы уже для другой истории, а «Апельсины&лимоны» станут ироничной комедией, рассказывающей о той «горькой» участи семьи, в которой есть настоявшая и неунывающая актриса.