Top.Mail.Ru
«Спектаклем „Мадам Рубинштейн“ я хочу донести важную мысль: давайте слышать и любить друг друга»: интервью с Евгением Писаревым | СМИ о Московском драматическом театре
17 лет назад начинающий режиссер Евгений Писарев поставил на сцене Театра им. Пушкина комедию «Одолжите тенора» с Сергеем Лазаревым в главной роли — хит, который несколько лет собирал аншлаги. Сегодня, уже на правах художественного руководителя и имея большой режиссёрский опыт, Писарев обращается к новой истории, обреченной на успех, — спектакль «Мадам Рубинштейн» с Верой Алентовой. О том, какую главную мысль помогает донести до зрителей новый спектакль, режиссер рассказал в интервью ELLE

ELLE Основательница современной бьюти-индустрии Хелена Рубинштейн обожала искусство, но даже представить не могла, что о ней поставят спектакль. Евгений, расскажите, почему ваш выбор пал именно на эту историю?

ЕВГЕНИЙ ПИСАРЕВ Театр искал пьесу для Веры Алентовой, ведущей актрисы нашего театра, которая в этом году отмечает юбилей. Для бенефиса хотелось открыть нового автора, новую роль… К счастью, мы нашли «Мадам Рубинштейн», пьесу австралийского автора Джона Мисто. Во-первых, это не очень знакомая публике героиня. Во-вторых, хороших пьес для актрис старшего поколения сейчас почти не пишут.  А тут совершенно блистательная история с двумя потрясающими ролями: Хелену Рубинштейн исполняет Вера Алентова, ее конкурентку Элизабет Арден играет Ольга Науменко, актриса Гоголь-центра. Уверен, что как только «Мадам Рубинштейн» выйдет у нас, многие тоже захотят ее поставить.

Как вам кажется, насколько Хелена Рубинштен и Вера Алентова похожи?

Сходство, безусловно, есть. Обе — сильные личности, харизматичные персоны, сделавшие себя сами. Но различий больше — и поэтому смотреть за игрой Алентовой будет еще интереснее. Хелена — человек-одиночка. Она отказывается от семьи и друзей и не верит в общепризнанные гуманистические ценности. Вера Валентиновна совсем другая. Она человек команды, человек дома, семьи — и всем близким она предана. Рубинштейн же легко меняла мужей, партнеров, коллег, работников.

Чем в визуальном плане удивит «Мадам Рубинштейн»?

Не буду раскрывать всех секретов, но вместе с замечательными художниками Максимом Обрезковым и Викторией Севрюковой мы готовимся удивить зрителей. Это будет очень яркий, зрелищный и современный спектакль, который полюбится людям разных возрастов.

Полагаю, что актеры нового поколения Дмитрий Власкин и Артем Ешкин задействованы в спектакле не случайно?

Театр Пушкина — театр для всех. Есть спектакли, рассчитанные на молодую аудиторию. Есть те, что будут ближе взрослому поколению. Я стараюсь делать спектакли для всей семьи. Всегда существовала проблема отцов и детей. Но сегодня у разных поколений почти не осталось точек соприкосновения. В жизни нас очень многое разделяет — от личных вкусов до технологического прогресса. И меня это очень волнует. Я думаю, театр — это место, которое должно объединять совершенно разных людей, в том числе и связывать поколения. В истории про «Мадам Рубинштейн» встречаются два человека разных возрастов, менталитетов — и в итоге становятся близкими друзьями. Этим спектаклем я хочу донести важную мысль: перестаньте делить всех на поколения, давайте слышать и любить друг друга!

Как избежать конфликтов между мэтрами и молодыми актерами?

Все просто. Я ищу артистов, любящих своих бабушек и дедушек, умеющих прислушиваться к их советам. А артистам старшего поколения, с которыми я работаю, интересна молодежь. Вера Алентова ведет курс во ВГИКе, Ольга Науменко активно играет в спектаклях Гоголь-центра. Они постоянно окружены молодыми людьми.

В этом году Вера Алентова отмечает 80-летие. И в день своего рождения — 21 февраля — она выйдет на сцену…

Вера Валентиновна сразу заявила, что не хочет никаких торжеств, хочет играть. Есть актёры, которые любят чествования, а она предпочитает в свой день рождения выходить на сцену — и всегда просит поставить ей спектакль 21 февраля. Любимая работа — лучший подарок.

Когда-то вы хотели ставить серьезные спектакли — эти амбиции вы хотите реализовать в своем нынешнем статусе?

Однажды Олег Павлович Табаков мне сказал: «Женя, надо все время прислушиваться только к себе и понимать, в чем ты уникален. Вот хочешь „Преступление и наказание“ ставить. Хорошая идея и желание хорошее. Но давай взглянем объективно — найдутся режиссеры, которые сделают не хуже. А иные, думаю, и лучше. Но если ты возьмешь комедийную пьесу, то сегодня равных тебе не будет. Надо делать то, в чем ты мастер». Я запомнил эти слова — они помогают сохранить адекватность и не лезть на чужую территорию.

А как Олег Павлович сразу заметил, что вы заточены под комедии?

Не могу сказать, что я веселый и легкомысленный человек. Но меня всегда интересовало смешное. Я вырос на спектаклях театра «Сатиры», моим любимым артистом был Андрей Миронов — все школьные годы ходил на его спектакли. Потом, после окончания Школы-студии МХАТ, я был принят в труппу Театра Пушкина, где сыграл несколько комедийных ролей. Но одно дело играть, другое — ставить, чувствовать это. С подачи тогдашнего худрука театра Романа Козака я поставил спектакль «Одолжите тенора» с Сергеем Лазаревым в главной роли. Он тогда был выпускником актёрского факультета, а не знаменитым певцом. В этой достаточно незатейливой постановке увидели уникальный, более серьезный, внимательный подход к комедии. Табаков тоже это заметил и взял меня во МХАТ. Может, ему самому не хватало таких постановок, он же артист комедийный. Он любил юмор, обожал, когда публика смеётся. Он говорил: «Ты пойми, смех в зале — это здоровье театра, это здоровье зрителя. Нельзя его все время нагружать, усложнять. Как только мы даем возможность вдохнуть, засмеяться, мы сразу становимся ближе».

Этот год и для вас юбилейный. Как будете отмечать свое 50-летие?

Буду встречать этот день, как и Вера Валентиновна, занимаясь любимым делом — работать над спектаклем «Кабаре» в Театре Наций. Не хотел после постановки мюзикла «Шахматы» так быстро возвращаться к этому жанру, но от такого материала не отказываются. Это же не только замечательная музыка, но и сильнейшая драматургия. Вот такой подарок я сам себе сделал. Но, подозреваю, что в родном театре для меня что-то готовят. И чтобы не мешать, на это время я сбегаю в Театр Наций.