Top.Mail.Ru
Полярная ночь Пушкинского театра | СМИ о Московском драматическом театре

...Таких аншлагов не знают ни Марк Анатольевич Захаров с его долгой инерционной славой, ни Олег Меньшиков на своей «Кухне», ни Константин Райкин вкупе со всем «Сатириконом». Равнозначные стоны и вопли вряд ли снятся Житинкину, Трушкину, Мирзоеву и прочим труженикам массового сценического искусства, не говоря ухе о тружениках камерных — вроде Петра Наумовича Фоменко. На творения Олега Данилова и Дмитрия Астрахана в «Пушку» народ ломится, расхватывая билеты раньше, чем их напечатают в типографии. Зная, что в Москве в принципе не существует дефицитных спектаклей, и у всякого парадного подъезда обязательно дежурят спекулянты, я была посрамлена и раздавлена, когда перед началом «Путников в ночи» выкупала у заскорузлого пацана за сто рублей его законное место в ложе балкона. (Других предложений не поступило.) Пацан, радостно ускакавший пировать в «Макдоналдс», торганул, как позже выяснилось, казенный тикет: в ложе балкона сидели сплошь его коллеги-малолетки. Эти супернеудобные места, видимо, вообще предназначены для юношества - стенка под драповым поручнем исписана вдоль и поперек: «Мы здесь были! Таня дура!».

Наличием билетов пришлось заинтересоваться поневоле, ибо после рецензии на прошлогодний «пушкинский» дебют Данилова-Астрахана «Леди на ночь» ожидать официального приглашения было бы вполне наивно. Незваный критик злее татарина, особенно, если вщуривается в происходящее на сцене, рискуя выпасть в партер, но... Спектакль-то ничего себе. Приличнее, чем «Леди на ночь», значительно. Во-первых, не такой пошлый. Во-вторых, не лишен житейской правды и отмечен несколькими здравыми мыслями. С «Леди...», однако, «Путников...» роднят бредовые сюжетные зигзаги, будто бы слизанные из плохой оперетты, провалы в логике действий и характеров, слезливый пафос на пустом месте, множество бодреньких фривольных шуточек и весьма тусклый, а иногда и неграмотный язык. (Поразительно, но современные драматурги даже не знают отличия между дипломницей и дипломанткой.)

Главную роль в «Путниках...» играет секс-символ Пушкинского театра Игорь Бочкин. Стоило его крепкой фигуре материализоваться в сценическом пространстве, мои соседи-малолетки женского пола сладострастно заулюлюкали, и их поддержали взрослые визги в партере. Герой Бочкина — знаменитый телеведущий. Зовут Сережей, для солидности носит очки и готовится к интервью с Путиным. Все говорит в пользу Доренко как прототипа, что, впрочем, большого значения не имеет. Итак, телемэн Сережа, пользуясь отсутствием законной супруги, отмечает очередной творческий успех в постели с юной дипломницей Леночкой (как раз-таки упорно называя ее дипломанткой). Внезапно возвращается жена. Девочка Леночка, пережив такой шок, может на всю жизнь остаться фригидной, но ее дальнейшая судьба мало, кого волнует. На протяжении двух актов сорокалетний дедушка Сережа и его сорокалетняя бабушка Ира (Анна Легчилова) будут шумно выяснять отношения, терзать друг друга запоздалой ревностью, врать, исповедоваться и снова врать, прибегать к угрозам и шантажу, озвучивать взаимные претензии — в общем, чуть ли не впервые в жизни разговаривать друг с другом.

Бочкин в самом деле играет недурно, да и мужик он, безусловно, интересный. Текст местами смешон. Режиссурой в "Путниках...", конечно, и не пахнет: актеры мечутся по сцене с дурацким радиотелефоном, квартира героев, помещенная на круг, вращается бессмысленно и неутомимо, а все смысловые заусеницы успешно лакирует из динамиков Фрэнк Синатра. Поскольку «Путники в ночи», как вы догадываетесь, в оригинале именуются Strangers in the night. Якобы именно под этот хит Сережа с Ирой двадцать лет назад любили друг друга.

Правда, заниматься сексом под музыку неудобно, один ритм сбивает с другого - неувязочка тут у авторов. И еще трудно уложить в сознание нормального человека, как может Ирина лгать мужу, клянясь здоровьем маленького внука. Ну и стерва, однако... Не знаю, задумывается ли над этим зал, скорее всего, пролетает мимо на крыльях искреннего восторга. Ведь в «Путниках...» наличествует все, что доктор прописал: и жизнь, и слезы, и любовь — пусть второсортные, не беда. А сколь легко рассмешить нашего человека!.. Сколь благодарно реагирует он на незатейливые, идиотские даже репризы!.. Вообще страна, где самой рейтинговой передачей остается «Аншлаг, аншлаг!», а самыми аншлаговыми — спектакли Астрахана, обязана быть счастливой. Все у нее будет хорошо.

Мораль «Путников...» (в пьесах Данилова без морали нельзя), на мой взгляд, формулируется следующим образом. Какие у нас замечательные мужики — всегда умеют свалить вину на женщину Какие замечательные семьи - десятилетиями обходятся без секса. И какие потрясающие жены воспитаны совком — живут с закрытыми глазами, боясь потерять кормильца.

А вообще каждый не без греха, и надо прощать друг друга. Утешительно. Или безнадежно.

Еще несколько месяцев назад Театру Пушкина предлагалось несколько кандидатур, готовых занять вакантную должность худрука. Наиболее солидно тогда звучала фамилия Козакова. Коллектив отказался. «Он по трупам пройдет», - выразили свое мнение о МихМихе актеры, возможно, припомнив, что здание их театрального храма возведено над старинным погостом... Так или иначе «Пушка» выбрала свой путь - легкий успех и живые деньги. Она в своем праве. Осуждать - Боже упаси. Печально просто. Все-таки путь в ночи имеет смысл, только если ведет к рассвету.