Отпуск без конца
Театр имени Пушкина представил документальный спектакль Андрея Стадникова «Отпуск без конца», созданный им вместе со студентами Школы-студии МХАТ (курс Евгения Писарева). Работа сделана в жанре вербатим.
В постановке использовано множество необычных приемов, которые совершенно размывают ощущение реальности и переворачивают с ног на голову привычный ритуал посещения театра. Зрителей пускают в зал уже после начала спектакля, что сразу сбивает с толку. Вы еще не нашли свое место, а всеобщее внимание уже приковано к сцене. Дальше – больше: ультрафиолетовые лампы в зале и вовсе заставляют забыть, что вы находитесь в театре.
В спектакле заключен целый калейдоскоп историй, никак между собой не связанных - создатели в течение года записывали интервью с самыми разными людьми и теперь представили их в одной постановке. Интересно, что существует две версии этой работы: мужская и женская.
Режиссер мастерски переплетает элементы драматического театра и современного танца. На уровне вербального восприятия каждая история выглядит самостоятельной, заключенной в капсулу. Каждый монолог имеет свой особый ритм, свою мелодику, свой характер. В то же время хореография говорит о другом: визуально все персонажи связаны друг с другом, практически едины. Актеры двигаются синхронно, замирая в общем ритме.
Лейтмотив спектакля – поиск. Именно поиск является связующим звеном между разрозненными монологами.
Название «Отпуск без конца» отсылает к первому полнометражному фильму Джима Джармуша. Как и фильм, спектакль пропитан темой экзистенциальных исканий. Конечно, он не дает однозначных ответов, но помогает сформулировать какие-то вопросы, да и просто показывает взгляд со стороны – дескать, вот оно как бывает.