Окно в Париж: «Зойкина квартира» в Театре им. Пушкина
Художественный руководитель Театра им. Пушкина Евгений Писарев продолжает миссию по возвращению Михаила Булгакова в его дом. Этот театральный сезон осенью прошлого года был открыт премьерой «Багрового острова» – также по одноименной пьесе Булгакова, специально написанной для Камерного театра Александра Таирова (ставшего в 1950-м Московским драматическим театром имени А.С. Пушкина), и тоже в постановке Писарева. Теперь пришел черед «Зойкиной квартиры», хотя она в свое время обрела славу на сцене Театра им. Евг. Вахтангова.
Впрочем, у этих пьес судьба была одинаково незавидная. Начавшаяся травля Булгакова поставила крест на постановках. «Зойкину квартиру» клеймили за то, что в образах героев угадывается не столько сатира, сколько сочувствие и драматизм. И это несмотря на то, что за несколько лет до этого пьесу хвалил лично Сталин, и именно его распоряжение продлило жизнь спектакля на сцене Вахтанговского театра!
Взявшись за постановку, Евгений Писарев, как и в случае с «Багровым островом», не стал ничего осовременивать. Действие происходит в годы НЭПа, а все переклички с сегодняшней действительностью случайны и, в общем, неизбежны, хотя бы потому, что люди не меняются. Они все так же хотят красиво жить, иметь много денег и вообще не работать. Но их благополучие может закончиться в один миг – особенно если построено на чем-то противозаконном.
Заглавная героиня спектакля Зоя Денисовна Пельц (Александра Урсуляк) до революции вращалась в высших кругах. На дворе 1920-е, и от былой жизни осталась лишь огромная квартира, да и ту пытаются отобрать под коммуналку. К счастью для Зои, не растерявшей былой красоты, у нее есть влиятельный благодетель – директор треста тугоплавких металлов Борис Семенович Гусь-Ремонтный (Александр Матросов). С его помощью Пельц оформила разрешение на открытие у себя в квартире пошивочной мастерской.
Но это лишь прикрытие. Зоя мечтает уехать в Париж вместе со своим возлюбленным Павлом Федоровичем Обольяниновым (Александр Дмитриев), а на это нужны деньги. Много денег, и никакими платьями их не заработать. Поэтому мастерская становится притоном, в котором богатых клиентов ублажают «манекенщицы». Дела идут превосходно, ведь в этом Пельц помогает ее старый знакомый – ловкий проходимец Александр Тарасович Аметистов (Александр Кубанин)…
Александра Урсуляк в роли Зои так же хороша, как и в роли Салли Боулз в «Кабаре», которое в Театре наций поставил все тот же Евгений Писарев. И да, хоть «Зойкина квартира» и не мюзикл, тут Урсуляк тоже демонстрирует не только свой драматический талант, но и пластику, и вокал. Спектакль вообще необычайно музыкален. Свои выходы манекенщицы сопровождают вокальными номерами, и это, как правило, очень смешно.
3 часа действия поделены антрактом на две неравные части. И если во время первой зал взрывался хохотом, то вторая сопровождается гробовой тишиной, потому что спектакль резко превращается в драму, а к финалу – в трагедию.
И конечно, даже для тех, кто не читал Булгакова, это не стало сюрпризом. Поскольку в пьесе, написанной почти 100 лет назад, ничем хорошим подобная история закончиться не могла. Это все же сатира на «недобитков» времен НЭПа, которые не хотят строить светлое будущее с трудовым народом Страны Советов, а мечтают сбежать на Запад.
Это лишь усиливает яркие эмоции от постановки, которая оставляет потрясающе цельное впечатление. При довольно аскетичной сценографии – на сцене лишь диван, пара кресел, рояль и ванна – актерам в буквальном смысле не за чем спрятаться. Им приходится оставаться в образе вне зависимости от наличия реплик, и в этом смысле хороши все до единого. В Манюшке (Елизавета Кононова) практически невозможно узнать красотку Риту Федотову из сериала «Гранд», а Александр Матросов своими отыгрышами пробивает на хохот раз за разом.
И все же нельзя сказать, что драматический финал уступает комедийному началу. Сцена наклонена в сторону зала, в чем можно углядеть символ шаткого положения героев пьесы. И об этом трудно забыть на протяжении всего спектакля. Даже утирая слезы от смеха, ты понимаешь, что мечтам о Париже не суждено сбыться, и все это «пир во время чумы». Об этом напоминает и самый странный, но такой важный персонаж – незримо для Зои и других присутствующий и подвывающий время от времени дух квартиры в облике благообразной старушки.
В постсоветской комедии Юрия Мамина «Окно в Париж» французская столица была символом эскапической мечты о побеге из серых будней разрушенной страны, в которой нет ни работы, ни еды. О таком вот «окне в Париж» мечтают и герои Булгакова. Не сознавая лишь, что там у них тоже не будет ничего, потому что там они никому не нужны. Прошел век, но расклад все тот же.