Top.Mail.Ru
Наша цель - научиться любить людей | СМИ о Московском драматическом театре

Педагоги и студенты Школы-студии МХАТ отвечают на вопросы.

Евгений Писарев, заслуженный артист РФ, художественный руководитель Театра им. Пушкина, руководитель курса на актерском факультете Школы-студии МХАТ (третий курс)

- Чему (кроме чисто технологических навыков) Вы хотите научить своих студентов?

- Сейчас все ужасно негодуют, какие мало воспитанные и необразованные дети приходят учиться. С одной стороны, я разделяю эту позицию. Действительно, всё меньше точек соприкосновения, общих фильмов, любимых режиссёров. С другой стороны, я никогда не жалуюсь, а предпочитаю это исправлять. Например, мои студенты каждое воскресенье смотрят фильмы. Позже начну показывать спектакли. Мне хочется, чтобы они были образованными людьми. Поэтому в мою задачу входит дать им не только технические навыки, а расширить их кругозор. Второе. Этому невозможно научить, можно только доказать на собственном примере - очень хотелось бы, чтобы они выросли порядочными людьми. Честными и порядочными. Когда я был совсем маленьким, по телевизору показывали творческий вечер с Андреем Мироновым. Студенты из Щукинского училища спросили его, что вы пожелаете будущим молодым артистам. Он не ответил, что надо много работать, чего я ожидал, или что надо слушать старших, много смотреть, верить в себя. Он почему-то сказал: "Я желаю вам только одного - остаться порядочными людьми". В меня запала его мысль. Сейчас, когда я оказался в ситуации ведущего педагога курса, это стало одной из основополагающих вещей.

- Что и кого из истории театра ваши студенты обязательно должны знать? Что, по вашему мнению, должно лежать в основе их профессионального и человеческого становления?

- Должны быть какие-то основы, которые они постараются узреть, понять, прочитать. И художники начинают с простого. Сначала надо научиться рисовать яблоко, табуретку, получить школу. А потом, может, кто-то станет Пикассо или Кандинским. Мои студенты читают "Этику" К.С. Станиславского, "Мою жизнь в искусстве", "Работу актёра над собой", книги о театре других авторов и мастеров. Позже мне хочется, чтобы они прочли книгу Алисы Коонен о Таирове и Камерном театре и что-то про Мейерхольда. Я когда-то читал двухтомник Александра Гладкова о нём.
Ещё раз повторюсь – только собственный пример. Студенты сталкиваются не только с нашими словами и занятиями, но и с нашим поведением в социуме, спектаклями и ролями. Я принципиально выступаю за то, чтобы студентам преподавали те люди, которые каждый вечер доказывают свою состоятельность - на сцене, на съёмочной площадке, будучи режиссёрами, актёрами. Я им показываю всё и хочу, чтобы они увидели весь спектр происходящего в театральной жизни. Хочу, чтобы сами поняли, кто им ближе - Женовач или Богомолов, но при этом знали всё разнообразие. Может быть, поэтому я никогда не называю свой курс мастерской. Это условные вещи, но для меня мастерская предполагает навязывание моей идеологии, моего способа существования. Я очень люблю и уважаю Школу-студию МХАТ, и хочу, чтобы студенты выходили оттуда достойными тех учителей, которые учили меня, тех выпускников, которые выпускались до меня. Флаг в руки тем, которые сразу готовят новые театры, но у меня взгляд другой. Я желаю, чтобы они были востребованными артистами. Курс, который я выпустил в 2017 году, очень хорошо распределился. Его артисты работают в Театре имени Моссовета, МХТ, МТЮЗе и в театре Et Cetera, в Театре им. Пушкина, сотрудничают с Гоголь-центром. У некоторых даже был выбор, куда пойти, что бывает редко. Этим я по-настоящему горжусь.

- Как строится учебный процесс на Вашем курсе? Какие особенности Вы привносите в свои преподавательские методики? Что считаете собственным открытием, в чем опираетесь на традиции и уроки ваших учителей? Меняется ли форма обучения с течением времени?

- Существует методология: первый курс - это, в основном, тренинги, этюды, наблюдения, импровизации. Попытка развить их внимание и умение работать в коллективе. На втором курсе начинаются индивидуальные работы, сначала на основе близкой им драматургии, понятных им героев. В конце второго курса - это может быть работа на возникновение характеров, жанра. Таким образом, к четвёртому курсу мы подходим к созданию спектакля и работе студента над ролью. Но это методология, а коридоров и ответвлений предостаточно. Вербатим уже не назовёшь новым веянием. Сейчас, может меньше занимаются наблюдением за характерными людьми, а идут от текстов, от того, что сами записывают. Могут возникнуть ещё какие-то истории. От методологии мы отталкиваемся. Всё равно в нашей школе так учили всегда, меня и моих учителей, это действительно работает. С течением времени процесс обучения меняется, появляется другая драматургия, другой способ существования. Ещё, очень важно, что Школа-студия никогда не имела серьёзной режиссёрской базы. В ГИТИСе есть совместные актёрско-режиссёрские курсы, в Щукинском училище - режиссёрский курс. В Школе-студии МХАТ преподавали режиссёры, но только на актёрском курсе. Отсюда задача педагогов, которые работают со мной, и моя собственная - выпустить из школы оснащённых людей, которые легко будут способны существовать в различных системах, предлагаемых режиссёром. Собственно, так и происходит.

- Как вы расцениваете состояние нашего театра сегодня? Как процессы, в нём происходящие, отражаются на учёбе ваших студентов? Часто ли они ходят в театр? Делятся ли с Вами своими впечатлениями?

- Расцениваю как очень хорошее. То разнообразие, которое есть в театральной Москве, - не знаю, какая столица мира может с ним сравниться. Интересно существуют совершенно разные театры, направления. Всё это касается школы, нашей в частности, самым прямым образом. Люди, которые определяют политику и температуру драматического театра сегодня, преподают во всех учебных заведениях. Серебренников преподавал, Рыжаков преподаёт, Женовач, Каменькович, Крымов. Даже те, кто придерживаются консервативного взгляда на преподавание, являются отражением современного театра, если они действующие режиссёры и актёры.

Студенты ходят и делятся впечатлениями, даже письменно. Я заставил их делать так потому, что очень важно умение выразить своё мнение и понимание. Правда, в основном, я прошу их хвалить. Писать уважительно даже о том, чего они не поняли или оказалось не близко. В любом спектакле, если это не откровенная халтура, есть то, за что можно зацепиться. Драматургия, режиссёрская или актёрская работа. Огульно ругать нет никакого смысла, особенно артистам. Они сами находятся по эту сторону. Расписание тяжёлое, но я оставляю раз в неделю вечер, когда они все вместе идут в театр. Тут ещё есть задача сплочения коллектива через общие впечатления. Они очень честны в своём мнении. Сейчас происходит так, что некоторые из тех, кто приходят учиться, были в театре раз или не были вообще. Это совершенно не значит, что они будут хуже на выходе тех, кто с детства уже ходили и знали всех. Сейчас они открывают для себя театр.