Top.Mail.Ru
Любовь. Письма | СМИ о Московском драматическом театре

Что такое любовь? Это когда женился – завел детей – сделал карьеру? Или это когда так тянет, что нет сил сопротивляться, даже если ты при этом изменяешь долгу?

Его писательский талант проявил себя еще в раннем детстве, когда он писал первые свои письма. Он не просто любил это делать, он не мог не писать. Но по прошествии лет из него получился вовсе не известный писатель, а известный политик. Он стал сенатором. А та, кому предназначались его письма, подавала надежды на поприще художественном. Когда он писал ей, она в ответ почти всегда рисовала. Но – тоже не стала великой художницей. Кем стала? Вопрос, на который возможно вы найдете ответ в спектакле «Любовь. Письма» в театре Пушкина. Это режиссерский дебют Юлии Меньшовой, а главные роли исполняют ее родители: Владимир Меньшов и Вера Алентова. Триумвират рождался сложно, что следует из интервью, а «нырнуть в режиссуру» Юлия давно мечтала, но не решалась до этой пьесы. О её дебюте спустя всего лишь неделю после премьеры очень много пишут и говорят, а это уже маленькая победа. С чем мы всех участников и поздравляем!

Какая жизнь счастливее?Спланированная и разложенная по стеллажам? Или составленная из нечаянных урывков счастья, с негаданными обрывами, оврагами и прочими препятствиями?

Будто увеличенные стеллажи в форме арки, обрамляют сцену, визуально сужая пространство, что кажется верным приемом, при том, что на сцене всего два актера (сценография Тимофея Рябушинского). Задник будто прорезан кривой линией, как от удара молнии. Эта стена будет разъезжаться с грохотом в стороны, когда судьбы героев будут удалять их друг от друга. Первый раз – это детские пансионы для девочек и мальчиков, потом замужество Мелиссы, главной героини, а позже женитьба Энди – главного героя.

Практически умерший сегодня жанр – письма, то, что проходит нитью через всю жизнь героев, читают Меньшов и Алентова на протяжении полутора часов. То, что перед нами сначала дети, встречающиеся на своих днях рождения, можно понять лишь из текстов. Костюмы (Виктория Севрюкова) лишь слегка намекают на возраст героев, лишь обозначают их род занятий, но все вместе создает нужное течение времени. Так укороченное пальто Мелиссы вполне может носить и девочка 8 лет, и девушка в два раза старше. Затем у нее появляется кожаная куртка-косуха, и передник художницы, заляпанный красками. Энди меняет жилетку на тренч моряка, и выходит в плаще, туго обвязанном вокруг талии после любовной японской трагедии, затем «переобуваясь» в сенаторский деловой костюм.

Декорация-стеллаж, стоящая буквой П, под которой герои рассказывают о своих жизнях, объединяет их в детстве. Периоду «вместе» отведены верхние полки, на которых детские игрушки оживают, подсвеченные, как, например, лошадка, в такт прочитанным письмам. Левая часть пространства отведена Энди, там его «сокровища» и интересы: корабль, например, а правая – Мелиссе, там можно найти принадлежности художницы, или вазу, подарок Энди из Японии. Детский паровозик, иногда, по верху перебегает из одной части стеллажа в другую, соединяя героев, или наоборот, разлучая их. Письма из пансионата, письма из школы для мальчиков, письма из Гарварда и из Италии, письма замужней женщины, матери, и иногда тишина, которая прорезается повторным письмом-запиской: «Ты получила мое письмо? Где ты? Как лето в Калифорнии?» или «Говорят, ты серьезно влюблен в эту японку и даже хочешь жениться на ней. Напиши мне!», письма о расставании и возможных встречах, открытки от сенатора Энди, с сухими официальными текстами или безэмоциональное письмо-отчет о счастливой семье сенатора, на которое следует излишне эмоциональный и короткий ответ старинной приятельницы: «еще одно такое письмо от тебя и я приеду … и /неприличное слово/ у вас в роскошной квартире».

Если поставить уважаемых актеров на весы, то у Меньшова перевесит некая ровность и монотонность, а у Алентовой некая излишняя детскость и картавость. В режиссерской работе есть несколько интересных находок, от сидящих на официальном приеме детей, вытянувшись на стульях по струнке, и сами стулья местами хорошо и к месту оживают – оживляют, до судорожно скомканного плаща сенатора, который останется в руках у героини, ожидающей результатов выборов: они означают победу ее мужчины, они же означают поражение для нее. Здесь пьеса не свернула по дороге в Голливуд, сенатор Энди не бросил семью, не отказался от политики, не стал ломать и крушить, а отсидевшись после вброшенных в прессу снимков его связи с Мелиссой, пошел дальше. Но без нее.

Чем хороша пьеса? Возможно тем, что эта история похожа на историю из жизни, не приукрашенную, не переделанную и не прилизанную под голивудскую манеру хэппи-энда, и этим она может тронуть. Именно в жизни вот так люди не сходятся. Именно в жизни возможна такая дружба между мужчиной и женщиной. Именно в жизни вот так люди не слышат друг друга, не успевают оказаться в нужный момент в нужном месте, не решаются, сомневаются, упускают шанс, ищут себя, ошибаются, спиваются, женятся и разводятся и слишком поздно понимают что-то про эту жизнь, про себя и свои чувства.

И в том, что это Любовь не остается сомнений, можно даже не слушать последнее письмо-признание Энди-сенатора, адресованное матери умершей Мелиссы. Письма тому доказательство.