Top.Mail.Ru
Хочешь изменить мир – начни с себя | СМИ о Московском драматическом театре

Московский драматический театр (МДТ) имени Пушкина поставил одно из самых сложных и многоплановых произведений Григория Горина – "Дом, который построил Свифт". Советская сатирическая пьеса, написанная накануне переломных для страны событий, зазвучала в режиссуре Евгения Писарева свежо и злободневно.


Произведение изначально задумывалось как сценарий для художественного фильма Марка Захарова, который должен был выйти на экраны в 1982 году. Но судьба кинокартины с блестящим актерским составом (Олег Янковский, Александр Абдулов, Евгений Леонов) оказалась роковой. Телепоказ совпал со смертью Брежнева, поэтому премьера была отложена и состоялась только в 1985 году. Повторный показ был анонсирован на август 1991 года, однако опять вмешалась политика – в связи с выступлением ГКЧП вся телепрограмма была отменена и показ так и не состоялся. Произведение оказалось незаслуженно забытым. Театры его не ставят, по телевизору почти не показывают.

В МДТ к драматургии Григория Горина обращаются впервые, и из длинного списка его пьес именно мир образов "Дома Свифта" показался Евгению Писареву самым понятным и близким. "Эта замечательная пьеса была современна и 30 лет назад, и сейчас. Она написана в жанре театральной фантазии, что позволяет не привязываться к определенным историческим фактам и быть свободным в своем решении", - рассказал режиссёр.

Драматург хоть и основывается на реальных событиях, но не описывает подлинную биографию писателя, продолжил Писарев. "Поэтому реальный Свифт и горинский герой – два разных человека. Например, инсульт Свифта дал автору повод для фантасмагории, где герой осознанно отказывается от социальной жизни, – отметил режиссёр. – Эта пьеса про уход человека. Свифт всю жизнь был Салтыковым-Щедриным, но под конец понял, что надо было быть Чеховым и заниматься человеком, а не пороками общества".

Действие разворачивается в Дублине, в доме Джонатана Свифта, где живут вымышленные герои из его же произведений - великаны, лилипуты, гуигнгнмы и лапутяне. После инсульта писатель полностью лишился дара речи и, как считали многие, даже рассудка. К нему на помощь приезжает доктор Симпсон, которому вместе со зрителями предстоит пережить фантастические события, происходящие в этой удивительной истории.

Описать сюжет постановки практически невозможно, так как это собрание небольших сценических зарисовок, где переплетаются исторические персонажи и события с фантазиями Горина и самого Свифта. Сказочные герои здесь кажутся обычными людьми, а каждое их слово побуждает на философские размышления о судьбе и смысле жизни, совести и внутренней свободе человека, о добре и зле, жизни и смерти. В этом-то и кроется главная суть спектакля – заставить зрителей думать и рассуждать.

В постановке занято более 20 актёров, при этом каждый персонаж скрупулёзно прописан, а его внутренний мир показан в развитии. Ярче всего это прослеживается в роли доктора Симпсона (Антон Феоктистов), который считает себя единственным здравомыслящим человеком среди массы безумцев. В самом начале он заявляет: "Я вообще не читаю беллетристики. Времени едва хватает на специальную литературу". В финале же Симпсон становится глубоко мыслящим, творческим человеком, понимающим, что прежде, чем судить других, нужно посмотреть на себя.


Одна из самых сложных ролей досталась ведущему актеру труппы Андрею Заводюку. Он исполняет самого Джонатана Свифта и делает это без слов на протяжении трех часов. "Очень сложно показать при этом не банального отшельника, а великого художника, человека, который всю свою жизнь жил не так, как его заставлял социум. И он имеет право сказать: совершайте поступки, определяйте свою внутреннюю свободу. Потому что самое страшно – отсутствие внутренней свободы в самих себе. А мы только и делаем, что копошимся в чужой", - отметил актёр.

Декорации к спектаклю создавал Зиновий Марголин, многократный лауреат "Золотой маски". По его задумке, на сцене установлена перевернутая чайная чашка гигантского размера, внутри которой разместился весь сказочный дом. Большую роль в постановке играет видеоряд. С его помощью над сценой проплывают корабли, пролетают лошади, появляются фантастические образы из волшебного мира Джонатана Свифта.

"Дом, который построил Свифт" далек от исторической достоверности. Ни драматург, ни режиссёр не собирались рассказывать подлинную биографию писателя. Тем не менее, интерес к его личности возрастает после просмотра спектакля. Знакомый с детства автор "Путешествий Гулливера" предстает неоднозначным человеком с загадочной жизнью и непростой судьбой. После смерти свой дом и большую часть состояния Свифт завещал потратить на создание лечебницы для душевнобольных. Госпиталь Святого Патрика был открыт в Дублине в 1757 году и является старейшей в Ирландии психиатрической больницей.