Top.Mail.Ru
Гениальное безумство Джонатана Свифта | СМИ о Московском драматическом театре

Последняя премьера Драматического театра имени Пушкина — «Дом, который построил Свифт», выделяется в череде спектаклей этого сезона.

Поставленная худруком театра Евгением Писаревым по одноименной пьесе Григорий Горина, она представляет знаменитого английского памфлетиста Джонатана Свифта безумным. Писателю действительно диагностировали в конце жизни помешательство. Создатели спектакля показывают, что это состояние — лишь прикрытие для настоящих гениев.

— Меня всегда интересовали люди, которые существуют как бы поперек своего времени, — говорит режиссер. — Свифт из этой компании. Не думаю, что он герой нашего времени.

Впрочем, о последнем зал даже не успевает задуматься. Режиссер застает зрителя врасплох и проводит эксперимент с его сознанием: первую четверть часа по сцене бегают герои «Путешествий Гулливера» и произносят нечто абсурдное.

Логика возвращается, когда зритель запутался в происходящем. А ведь так его готовили к пониманию смысла постановки, заставив в конце концов размышлять о роли власти, общества в судьбе каждого из нас… Вот великан Глюм (Григорий Сиятвинда) рассказывает, как был вынужден стать меньше ростом по указу короля: тот попросил «не высовываться». Первый констебль (Александр Матросов) понимает, что тюрьма — не место для безумных, и отпускает их. Наконец прозревает и доктор (Антон Феоктистов), направленный к Свифту (Андрей Заводюк) для лечения: писатель здоров и просто мечтает сделать жизнь справедливой.

Осмыслить происходящее помогают написанные к спектаклю стихи Михаила Миронова, положенные на фортепианную музыку Евгения Плиткина. Музыкальные вставки расставляют акценты и вносят в действие лиричность. А сценография Зиновия Марголина делает его еще и технологичным.

На поворотном круге сцены он установил купол в разрезе, который является и символом собора, и домом, и тюрьмой.

Все хорошо, только игра Феоктистова в роли доктора выглядит несколько пресной. А ведь это одна из главных ролей.

Писарев же закрепил за собой славу чуткого режиссера, сделав о безумстве вразумительный, понятный даже ребенку спектакль, в котором царит волшебная и вместе с тем правдоподобная реальность.