Top.Mail.Ru
«Дом, который построил Свифт» в Театре имени Пушкина: Лабиринты разума | СМИ о Московском драматическом театре

В репертуаре театра имени Пушкина в этом году появилась постановка по пьесе Григория Горина «Дом, который построил Свифт». Спектакль худрука театра Евгения Писарева отрывает зрителя от действительности, заставляя балансировать на грани реального и вымышленного.

«Дом, который построил Свифт» — непростое произведение с нелегкой судьбой. В 1982 году должен был выйти фильм Марка Захарова, основанный на тексте Горина. Но выпуск картины совпал с чередой кремлевских похорон, в связи с чем первый показ состоялся только в 1985 году. Когда в 1991 году должен был состояться второй показ фильма, вся телепрограмма была отменена в связи с выступлением ГКЧП. С тех пор «Дом…» показывали редко, да и театры не жаловали пьесу Горина. Для Театра имени Пушкина новая постановка стала первым обращением к этому драматургу.

Григорий Горин в своей пьесе «привел» в реальную жизнь героев произведений Свифта, впустив оных в дом их создателя — гуигнгнмы, лилипуты, лапутяне и великаны стали его сожителями. Евгений Писарев довел фантасмагоричность пьесы до абсолюта — с первой до последней минуты постановки зрителю предстоит задавать себе вопрос: что здесь вымысел, а что — правда?

Особенно трудно нащупать границы безумия и рассудка во время погружения в сценический мир постановки. Голубой, серый, черный — вот цветовая палитра спектакля, происходящего к тому же в полумраке. От гипнотической сценографии Зиновия Марголина зритель погружается в состояние сродни дремоты, но лишь до такой степени, в которой может продолжать воспринимать происходящее на сцене.

А на сцене творится полное безумие: вот человек, который называет себя великаном, вызывает на дуэль доктора Симпсона (Антон Феоктистов), который приехал разбираться с безумием Свифта, — и оказывается на голову ниже его. Вот двое высоких «лилипутов» пытаются залезть на крышу дома-чайника, чтобы выпить чаю. Кажется, что ты смотришь не спектакль, а грезишь наяву.

«Сожители» Свифта один за другим рассказывают свои истории, и в каждой раскрывается драма, знакомая обычным людям: великан стал меньше, чтобы быть, как все; один из лилипутов обманывал своего друга; констебль (прекрасно сыгранный Александром Матросовым) понимает, что потратил все свои жизни, включая прошлые, дежуря на площади. Но зрителю не придется все время слушать грустные истории — все-таки, это постановка о сатирике, а в сатире нельзя без смеха.

За всем этим хаосом хозяин дома, Свифт (Андрей Заводюк), наблюдает молча, словно ментор присматривая за теми, кого создал. Порой о его присутствии забываешь, заслушиваясь историями волшебных существ. Сложно понять, сошел ли Свифт с ума или намерено сводит с ума тех, кто поселяется в его доме? Или все это — сатира, возведенная в абсолют? Практически все время находясь в стороне, писатель загадочно улыбается — это насмешка? радость?

На многие вопросы, которые появятся у зрителя во время постановки, ответы найдутся. Но не стоит им однозначно верить — не зря же эта постановка о загадочном сатирике. Один ответ равен всего одному пласту этого произведения, а их наслоилось немало. Здесь и размышления о смерти и попытках ее обмануть, и о любви, и о месте писателя в этом мире — думающий зритель с удовольствием пройдет этот квест, который построили в Театре имени Пушкина.