Чужая жизнь
«Отпуск без конца»‐так
назывался первый фильм Джармуша; в нем, по словам кинокритиков,
культовый режиссер сразу же нашел свой стиль. Теперь в спектакле под
таким же названием в профессию входит новое поколение актеров,
третьекурсников Школы-студии МХАТ. Сегодня это самый прогрессивный
столичный театральный вуз: на выпускные работы их старших товарищей из
мастерских Дмитрия Брусникина и Виктора Рыжакова билеты надо покупать
заранее. И спектакли эти интересны не только театралам, но и знатокам
современного искусства.
Студенты Евгения Писарева подхватывают новую традицию и вступают в
профессию с популярным нынче вербатимом, в основе спектакля – интервью с
обычными горожанами, взятые самими исполнителями. И вступают, надо
сказать, бесстрашно, потому что их первый спектакль пусть на камерной,
но уже не учебной сцене оказывается резким, уверенным и провокационным.
Это не психологический театр, в котором висящее ружье обязано
выстрелить. В спектакле режиссера Андрея Стадникова и художника Валерия
Чтака присутствуют столярные и музыкальные инструменты, но за них никто
не возьмется.
Первые минут двадцать вообще ничего не происходит. Студенты загнаны в
тесный прозрачный домик и повторяют одинаковые жесты, смысл которых
станет ясен позже, потом не торопясь меняют свою повседневную одежду на
униформу – черную футболку и джинсы. Молодое поколение представляет
типичных представителей окружающей их жизни, принципиально отказываясь
на два часа от привычного бешеного ритма нашего «пришедшего в умаление»
времени.
Первыми словами станут рассуждения о свободе. Студенты точно повторяют
интонацию своих «информационных доноров», не заботясь о внешнем сходстве
в жестах и пластике. Я смотрел мужскую версию спектакля, когда свои
наблюдения представляли молодые люди, но есть и женская, в которой право
голоса — у девушек. Парни не заботятся, чтобы их было хорошо видно,
большую часть монологов произносят стоя спиной к зрителям или уткнувшись в темный угол. Главное, чтобы их было слышно. Кстати,
третьекурсники уже научились хорошо не только говорить, но и слушать
партнеров. За каждым интересно наблюдать, когда он молчит или
сосредоточенно совершает некое действие-перфоманс во время чужого
монолога.
Один «персонаж» уехал в Индию, другой приехал из Луганска. Смена
географического пространства не приносит исполнения мечты. Наравне со
свободой мечта ‐ вторая тема спектакля. «Живу не своей жизнью», – наспех
произнесет один из героев, точно высказав кредо всех остальных. В
подобном состоянии можно долго продержаться, устало следовать семенным
традициям в надежде, что уж сын точно разорвет порочный круг, «жить с
какой-то девушкой 6 лет» и сравнивать появление ребенка с покупкой
айфона новой модели.
Сейчас модно бояться спойлеров. Поэтому не читайте этот абзац, в котором
надо рассказать, как наблюдения в финале сменяются пародией и как точно
молодые люди играют юных гопников, цитирующих дословно последнее
новогоднее обращение первого президента России. Здесь нет интонаций
Ельцина из телевизионного КВН, а есть точный и смелый перевод текста в
другой регистр, что и вызывает смех.
«Мы их никогда не поймем» – фраза из монолога о людях другого
вероисповедания. Так же принято говорить о молодежи. В этом спектакле
важно, что двадцатилетние понимают людей старше себя, которые когда-то
мечтали, а теперь в их глазах выглядят, мягко говоря, «пофигистами».
Ценно, что в этом нет идеализации собственной юности и обещания быть
лучше и круче.