Top.Mail.Ru
В любви все средства хороши | СМИ о Московском драматическом театре

На сцене филиала театра имени Пушкина Семен Серзин поставил спектакль «С_училища» по пьесе молодого белорусского драматурга Андрея Иванова.

Пространство зрительного зала и сцена не имеют четкого разделения, полоса, где происходит основное действие спектакля, вклинивается между рядами. Стулья расположены по правую и левую сторону от узкой прямоугольной площадки, условно огражденной пластиковыми полулитровыми бутылками с водой.
Одну часть «сцены» венчает школьная доска, другую — экран, на котором демонстрируются короткие ролики, иллюстрирующие историю жизни Таньки, студентки торгового колледжа. Актеры находятся не только в тисках рядов зрительного зала: некоторые сидят за пределами сцены, смешавшись с публикой, и посылают свои реплики, не вставая со своих мест.

Камерность вынуждает артистов работать предельно точно и осторожно, при подобных решениях сценического пространства видна любая самая незначительная оплошность. Спектакль развивается постепенно, светом управляется внимание зрителей: сначала он направлен на доску, позже перемещается к экрану, затухает вовсе или возвращается к появившимся на сцене актерам.

Роль Таньки, суровой и решительной девушки, играет Таисия Вилкова. История любви юной студентки училища к учителю философии оборачивается настоящей драмой. Странная, очень красивая девушка притягивает к себе внимание многих не только в колледже, но и за его пределами. Жесткая и резкая в отношениях с людьми, она отличается от многих других сверстниц тем, что все еще не познала прелестей любви и ждет «того самого, единственного».

Танька влюбляется в учителя философии, видит в нем свой идеал и смело ступает на путь к обретению счастья. К сожалению, тут вмешиваются друзья педагога, сподвигающие его совершить подлый поступок ради наживы. Не долго терзаясь совестью, загнанный в угол безденежьем и полным отсутствием перспектив в своем городе учитель предпочитает материальные блага совести и порядочности, что приводит к трагическим событиям.

По-настоящему страшная история, начинающаяся как смешной рассказ, превращается в настоящую глубокую драму с тяжелым и безрадостным финалом. История поиска любви маленькой девочки, не видевшей в жизни света и теплоты, жестокой и озлобленной, очень точно рассказана Вилковой.

Актриса переключается между состояниями своей героини по мановению волшебной палочки. Она по-звериному смотрит на раздражающую коллегу, огрызается, готовая в любой момент броситься в бой, произносит слова четко, резко, с вызовом и меняется до неузнаваемости, набирая номер любимого учителя.

Скулы перестают ходить ходуном, взгляд то начинает сиять, то затягивается легкой поволокой. Таисия Вилкова не теряет животного начала в пластике, но теперь это походит не на опасного, близкого к ярости зверя, а на мягкую кошачью поступь, тон голоса становится выше и бархатнее, словно она мурлычет, когда не задыхается от волнения и восторга.

Героиня Вилковой тонко чувствует ситуацию, все ее эмоции отпечатываются на лице, в нотах голоса, в движениях. Настоящую страсть, гнев или панический страх актриса передает четко и понятно в рамках камерного пространства. Иногда кажется, что если полностью убрать слова и звуки из спектакля, по пластике, мимике и взгляду актрисы можно будет считать всю историю.

Семен Серзин очень бережно обращается с текстом драмы, режиссер делает ставку на актеров и попадает в точку. Весьма откровенные сцены пьесы решены аскетично, прорисованы легкими штрихами, без излишней физеологичности.В основном всё происходит в глазах актеров, плюс их скупые движения выглядят крайне красноречиво.

Режиссер не навязывает своей точки зрения, не делает выводов за зрителя, не принимает ничьей стороны. Серзин рассказывает историю из жизни маленького городка на окраине, где люди живут, предают, страдают, борются с собой, сражаются с другими, черствеют сердцем, проявляют жестокость, а причина всему — недостаток любви.

Недолюбленные дети вырастают настоящими чудовищами, но даже самому страшному монстру где-то в глубине души хочется стать счастливой и любимой маленькой девочкой, женой и матерью, а не коварным «сучилищем».