Top.Mail.Ru
Таисия Вилкова: и маргиналка, и героиня Шекспира | СМИ о Московском драматическом театре

Молодая актриса Таисия Вилкова — о том, кого ей интереснее играть, как она относится к мату на сцене и зачем нужен пятистопный ямб в эпоху фейсбука.

Таисии Вилковой всего 21 год, из них 15 — в актерской профессии. За это время у актрисы было все: популярные сериалы, ведущие роли в театре, сотрудничество с известными режиссерами. Казалось бы, бояться нечего, но в мае в Театре Пушкина ее ждет премьера «Влюбленного Шекспира» и роль, которую играла Гвинет Пэлтроу. Оступиться — невозможно.

Она — из актерской семьи. Так что детский труд на подмостках и съемочных площадках не был для Таисии Вилковой чем-то из ряда вон. Она и с выбором профессии сильно не мучилась — поступила в Школу-студию МХАТ к режиссеру Евгению Писареву и, получив диплом, благополучно перекочевала в его Театр Пушкина. А там, как известно, актерам — раздолье. Вот тебе классический репертуар, вот современные пьесы, музыка, пластические эксперименты, неожиданные художественные приемы — все, что любит зритель и ценят критики. Очередная смелая заявка на победу — театральная адаптация блистательного сценария Тома Стоппарда к оскароносному фильму «Влюбленный Шекспир». Уже не первую неделю очень даже современная девушка Таисия Вилкова разговаривает пятистопным ямбом, и к премьере, которая намечена на 11 и 12 мая, он станет для нее, несмотря на все сложности, как родной. «В век фейсбука у людей слова, фразы и мысли очень короткие. Иногда можно смайликом ответить. А тут: "Но что за блеск я вижу на балконе? Там брезжит свет. Джульетта, ты как день!" Не представляешь, сколько усилий нужно, чтобы эти слова звучали из твоих уст естественно!» — смеется Таисия.

- Я пересмотрел «Влюбленного Шекспира» и отметил для себя, что этот фильм про страсть — любовную, к театру, к славе, к власти, к деньгам или авантюрам. У тебя есть какая-то из этих страстей?
- Мне кажется, я довольно страстная натура. По крайней мере, мне хотелось бы такой быть. Наверное, будет очень предсказуемо сказать, что моя страсть — профессия? Но это действительно так! Страсть ведь — это способ взаимодействия с миром, способ жить, и дан он далеко не каждому. А на сцене главное, что должно присутствовать, — это как раз она, страсть.

- Ответ про профессию я, честно говоря, ожидал, зная, что свою первую роль маленькой Валентины Серовой ты сыграла в сериале «Звезда эпохи» и было тебе лет семь.
- Да, я училась в первом классе и уже почти ничего не помню, только отдельные «вспышки». Видимо, память у меня короткая.

- Вкусив еще в детстве киношной славы, почему ты не сконцентрировалась только на кино? Из-за родителей, связавших свою жизнь с театром? Благодаря учебе в школе-студии МХАТ?
- Я всегда жила с ощущением, что кино — очень хорошо, я его люблю, но по-настоящему артист раскрывается в театре. Так учили меня родители. Сейчас, наблюдая за коллегами, я уже не уверена, что это утверждение верно на сто процентов. Есть примеры, когда актеры достигают невообразимых высот в кино и отсутствие театрального воспитания никак не влияет на их мастерство, талант.

- Просто все упирается в то, что у нас, в отличие от Запада, нет хорошей актерской киношной школы, только великие театральные традиции.
- Но я даже не поэтому хотела работать в театре. Я отлично понимала, что в кино нет шансов сыграть классику. Шекспира, например, или Чехова.

- Но и современный театр не ориентирован на классику, он остросоциальный, авангардный. И мало классических постановок становятся популярными у зрителей.
- Смотря о каких зрителях идет речь. Одно дело — критики и очень маленькая прослойка московской или питерской интеллигенции, а другое — огромное количество людей, которые ходят в театр, чтобы отдохнуть, и им нравится как раз классический, этакий музейный театр.

- Что значит музейный?
- У нас в Театре Пушкина во «Влюбленном Шекспире» будут драки на шпагах, и это, с моей точки зрения, конечно, музейное искусство. Невероятно круто! Уже много-много лет ни в одном театре такого не было, навыки утеряны. Хотя в Школе-студии МХАТ этому учат. И я рада, что Евгений Александрович Писарев берет на себя смелость этот, как некоторые считают, «нафталин» превратить в фишку и через юмор, через новое прочтение остаться верным театральным традициям. Он — один из немногих, кто совершенно виртуозно умеет обращаться с кринолинами, воротниками, плащами и шпагами.

- Так ты за какой театр: для массового зрителя или модный?
- Я ни за тот, ни за другой. Я за хороший театр, за талантливый.

- Другой вопрос, что сегодня почти невозможно поставить классику так, как она была написана, потому что изменились принципы восприятия искусства. Нельзя играть и ставить, как сто лет назад.
- Мы привыкли к чуть-чуть циничному, скорее ироничному повествованию. То, что приготовлено, как говорится, на чистом сливочном масле, нами уже не переваривается. И Школа-студия МХАТ, несмотря на верность традициям, делает тебе очень эффективную прививку: ты всегда стараешься чувствовать время. Тебя учат интересоваться современной драматургией, поэзией, быть открытым всему новому. И по этому принципу я за то, чтобы ставить и играть о том, что происходит сегодня, брать все, что под ногами лежит. Солнце вышло — значит, надо ставить про солнечный день, а не про прошлогодний снег.

- Позиция понятна. Тогда мой вопрос следующий: уже пара лет как актерская профессия стала небезопасной зоной: за смелые спектакли, за гражданскую позицию, за свои высказывания можно поплатиться. Тебя это пугает?
- Это особенно остро стало чувствоваться после интервью Алексея Серебрякова, мне кажется.

- Но до этого были и «Тангейзер», и нападки на Андрея Звягинцева, Константина Райкина, Алексея Учителя, дело «Седьмой студии» и Кирилла Серебренникова…
- Все возвращается на круги своя — отголоски Советского Союза доносятся все громче, это правда. Но я хочу, чтобы ты понял меня правильно: публично произносить громкие слова и быть верным светлым идеалам дано только очень смелым людям, потому что у каждого из нас, помимо гражданской позиции, есть семьи — мамы, бабушки, дети, мужья и жены, счастье и благополучие которых может попасть под удар, если ты окажешься в центре скандала. Я могу сколько угодно выпускать наружу свой дух бунтарства и участвовать в маршах несогласных, но если я буду понимать, что мне грозит тюремный срок и вероятность оставить маму одной, то я крепко задумаюсь. И это сродни шекспировскому «быть или не быть». Хотя мама, я уверена, поддержит меня во всем. На самом деле, я не имею радикальных политических взглядов. Как любой воспитанный человек, я против подлости, пошлости, воровства и грязи. Я за свет, добро, правду и любовь.

- Кроме «Вишневого сада» и «Женитьбы Фигаро», ты играешь в очень острой и жесткой современной пьесе «С_училища».
- И пока из всего моего репертуара это любимый спектакль.

- В нем рассказывается о любви гопницы и преподавателя ПТУ, со всеми вытекающими: матом, жестокостью, убийством. Дело происходит в Белоруссии, и вас уже за одно это могут привлечь.
- Да за что угодно могут «закрыть». Действительно, опасная история — с матом могут не только штраф выписать, спектакль отменить, но и заявление в прокуратуру накатать, а далее, как говорится, «по списку». Но Андрей Иванов — удивительный автор. Он сумел придать бытовой, страшной по своей сути истории поэтическую высоту. Пьеса настолько живая, что, несмотря на мат, который многих коробит, трудно не подключиться к судьбе героев, не рассмеяться их наивности, не испугаться жестокости. На «Золотую маску» сейчас привозили постановку Серовского театра. После нас пьесу поставили еще в двух городах России, и готовятся новые премьеры. Она свободно разлетелась по стране, никто пока не жаловался.

- Твоя Танька из «С_училища» — это такая современная леди Макбет Мценского уезда. Ты держала в голове этот образ?
- Да, леди Макбет. Это классная ассоциация. Мне вообще нравится этот персонаж, и лесковский, и шекспировский. Те героини, которых я хотела бы сыграть. Одно время на вопрос о роли мечты отвечала: «Конечно, леди Макбет!» Героиня «С_училища» тоже настроена на разрушение, да и во всей пьесе есть очень много от античной трагедии. Прежде всего — неизбежность, неотвратимость гибели главного героя.

- Когда я смотрел «С_училища», то вспоминал твое интервью про сериал «Деффчонки». В нем ты жаловалась, что тебе совсем не близка твоя героиня, которая сыплет жаргонными словечками и ведет себя как пацанка. Прошло жалкие пять лет, и еще более маргинальная «С_училища» стала любимой ролью. Что изменилось?
- Когда начинала сниматься в «Деффчонках», мне было четырнадцать лет. И я была абсолютно разнеженная, избалованная, рафинированная девочка из хорошей семьи, которую слово «жопа» приводило в неописуемый ужас. Это правда было, но при этом я, как ни странно, курила лет с десяти. В этом не было никакого подросткового протеста, просто… Нежные девушки тоже ведь курят, и это красиво. Я все время ходила с каким-нибудь романом под мышкой, типа «Анны Карениной», смотрела Бертолуччи, и у меня не было ни одних джинсов в гардеробе — только шифоновые блузки и плиссированные юбки. А на «Деффчонках» меня переодели, поменяли пластику, заставили говорить неприличные слова. Это сейчас менять себя максимально сильно мне по-актерски интересно, а тогда казалось, что это навязывание чего-то чужеродного. Тогда еще у меня не было актерского азарта. К премьере «С_училища» я все таки повзрослела, аппетит пришел во время еды, и теперь язык, которым говорят герои, меня не пугает — «что естественно, то не безобразно». Я и сама так разговариваю. Несмотря на то, что живу в Москве, в пределах Садового кольца, работаю в театре, читаю книги и смотрю хорошее кино, после текстов Чехова или Шекспира я делаю шаг за кулисы и вырывается неудержимое «б...». По поводу и без повода, а часто даже в позитивном ключе. Роль в «С_училища» — подарок для актрисы моего возраста и типажа: не голубая героиня, не романтическая, не комическая, а глубоко трагическая.

-Ты оправдываешь все ужасы, которые творит твоя Танька?
- Конечно! У этого спектакля зрители делятся на два лагеря: тех, которые считают, что она просто монстр и заслуживает смерти, и тех, кто ее жалеет.

- За что ее можно жалеть?
- Понятно, что она перегнула палку, что это уже «клиника», но в ее поступках виновата атмосфера насилия, в которой она воспитывалась. Отец бил мать, бил ее саму, бухал. Нищета. Понятно, что это не повод становиться чудовищем, и многие дети из неблагополучных семей вырастают хорошими людьми, но часто насилие порождает насилие. Танька совершенно искренне считает, что мужиков нужно «п...ть, любить и снова п...ть». В этом ее жизненная философия, утрированное кредо. Сама я уверена, что не бывает от рождения злых людей, все это приобретенное — от боли, от обиды, от зависти, от отсутствия счастья. Счастливые люди — добрые.

- Во «Влюбленном Шекспире» тоже нет хеппи-энда. Главные герои разлучаются, никто не получает того, о чем мечтал. Кого тебе больше жалко — Виолу или Таньку?
- Понимаешь, приятно смотреть фильмы с хеппи-эндом, но это ведь не значит, что дальше все будут жить долго, счастливо и умрут в один день. За титрами всегда следует огромная жизнь, и что там будет — никто не знает. Вполне возможно, что Виола будет счастлива с мужем, которого она в данный момент не любит. И на это есть намеки в одной из последних сцен, когда она говорит Шекспиру, что мы можем с тобой убежать, но тебе придется жить без театра, без которого ты не можешь, а я не смогу быть с тобой в бедности, потому что рождена в роскоши. Так что в случае, если бы они не расстались, никто гарантированно не был бы счастлив. А так Шекспир стал великим драматургом, а Виолу, возможно, ждут события, описанные в «Двенадцатой ночи». Поэтому больше мне жалко Таню, которая живет в оковах своей злобы и погибает при чудовищных обстоятельствах. У Виолы все будет в порядке: она нарожает детей или попадет в кораблекрушение, а потом выйдет замуж за красавца Герцога. Но в целом Виола — это дух свободы. Она свободна, а Таня — нет.

- Получается, что свобода — в деньгах?
- Нет. Свобода — это иметь возможность выбора.

- И когда у тебя эта возможность выбора появилась и появилась ли вообще? Гонорары ты получаешь с семи лет, живешь отдельно от мамы с семнадцати…
- Я вообще достаточно свободолюбивый человек.

- Быть свободолюбивой и быть свободной — это не одно и то же.
- Ну… я очень социальна. Меня «парит», что обо мне скажут, что обо мне подумают. Ужасная черта, ненавижу. Избавилась бы, к чертовой матери. Иногда чужое мнение влияет на мое поведение и принятие решений. Доходит до того, что приходится отказывать себе в каких-то моментах, потому что я существую в определенном социуме, я — заложник сложившегося обо мне мнения. Конечно, можно сломать его какими-то своими действиями, испортить с кем-то отношения, но… Вот, например, Михаил Лабковский в «Хочу и буду» говорит, что если вы хотите быть счастливым, вы должны делать только то, что хотите, даже в ущерб, допустим, личным отношениям. А я так не могу. Я лучше сделаю то, чего мне не хочется, скажу себе «надо», наступлю на горло своей песне, но чтобы ближнему было хорошо. Потому что мне так спокойнее. Я не выношу конфликтов. Если кто-то в комнате начинает ссориться или полыхать негативной энергией, я по стеночке выползаю из помещения. Мне проще с собой договориться, нежели устроить разборку с кем-то другим. Поэтому сейчас я не совсем свободный человек.