Сумасшедший дом Джудит
К юбилею Веры Алентовой режиссер
Евгений Писарев выпустил бенефисный спектакль «Апельсины & лимоны» –
о нестареющей актрисе, которая, выйдя на пенсию, превращает свой дом в
театр, а родных и друзей – в партнеров по сцене.
Пьеса английского драматурга Ноэла Коуарда «Сенная лихорадка»,
написанная в 1925 году, столичному зрителю знакома давно. Ее частенько
выбирают для бенефиса больших актрис (в 2008 году, например, в МХТ им.
Чехова в ней блистала Ольга Яковлева). В Театре им. Пушкина тоже
бенефис: 21 февраля Вера Алентова отметит свой юбилей.
Евгений Писарев остановился на названии, от которого когда-то отказался
драматург, а именно: «Апельсины & лимоны». Сам Ноэл Коуард вырос за
кулисами, прекрасно знал актёрские нравы, а также умел показать тонкую
разницу между служителями театра с их причудами и обыкновенным
человеком, случайно оказавшимся заложником очередного спектакля. Он
понимал, что бывших артистов в этом деле не бывает. Настоящий артист –
это, как говорится, до гроба (с этой точки зрения слово «лихорадка» в
названии пьесы как нельзя более уместно).
Дом семейства Блисс по-настоящему лихорадит. Но не от вируса Эбола, а от
неразгаданной актерской бациллы, которая в крови у Джудит. Теперь она
живет в уединенном тихом месте со своей семьей, выращивает цветы, но
несмотря на это – помпезно, с театральным пафосом, принимает гостей,
наслаждаясь вниманием молодых поклонников. И похоже, что домочадцы давно
уже привыкли к причудам Джудит: здесь каждый живет своей жизнью, словно
отгородившись от столь безудержной «театральности».
Дочка Сорель (Анна Бегунова) – настоящая оторва и скандалистка. Сын Саймон (Александр Дмитриев) – отпетый циник, а глава семейства (Борис Дьяченко)
вообще, казалось бы, не интересуется семьей, а только лишь пишет романы
о какой-то дальней, нездешней жизни. Хотя то, что творит Джудит,
интереснее любого романа и явно просится на бумагу. В ее сердце каждый
день закипают страсти, которые требуют сиюминутного выхода. Естественно
простые смертные, не посвященные в особенности этого сумасшедшего дома
Джудит, становятся заложниками различных несуразных историй. И что самое
забавное, реагируют на них по-настоящему – искренне и органично. Этого и
ждет актриса. Однако у ее интриг – созидательная природа. Она мечтает
сделать внешний мир не таким монотонным и скучным. Чего только стоят,
например, бутафорские апельсины и лимоны, которые Джудит помещает вазу
вместо привычных цветов.
Несмотря на заложенную в пьесе трагическую линию (наблюдать за
персонажем, стоящем на пороге старости, всегда больно), Евгений Писарев
создал остроумную комедию положений. Он перенес действие из дома главных
героев в сад, где пасутся бараны. Бараны, кстати, еще не раз сыграют
свою роль в постановке: каждое «бе-е-е» будет укрупнять оценки героев, а
порой и тонко намекать, на стадность человеческой жизни. Хороша и
сценография. Зеленый луг, обрамленный уличными фонарям, пригорок, за
которым открывается бездонное синее небо, создают поистине райскую
картину.
Нужно отдать должное Джудит. Легкая, обаятельная, пышущая жаждой жизни и
энергией подростка, она иронизирует над собой, над возрастом и над
актерской профессией. И в этом плане Вера Алентова продемонстрировала
высокое мастерство: трудно понять, где она делится собственным опытом, а
где – говорит от лица своей героини. Здесь многое смешано, но сделано
это с филигранной тонкостью, что называется, бесшовная работа.
Под занавес спектакля гротеск и абсурд соединяются воедино, гости в
беспамятстве бегут из сумасшедшего дома. Отец, наконец, дописывает
роман, сын – картину, а стареющая актриса решает… вернуться на сцену.
Неожиданно здесь всплывает еще одна тема: эмоциональная пустота
художника в обычной жизни. Каждому творцу нужен свой «спектакль» для
того, чтобы разжечь внутри себя эмоциональный огонь. Но эти вопросы уже
для другой истории, а «Апельсины&лимоны» станут ироничной комедией,
рассказывающей о той «горькой» участи семьи, в которой есть настоявшая и
неунывающая актриса.