Top.Mail.Ru
Спектакль "Гардения" в Театре Пушкина | СМИ о Московском драматическом театре

«Хорошая была шапка, сейчас таких нет».

На сцене филиала Театра им. А. С. Пушкина царит минимализм. Стол, стулья и абажур. Четыре актрисы – четыре простые женщины, сидя на стульях в одном метре от зрителей, рассказывают истории, связанные с их мамами. Они как бы показывают, что «да, мы такие же, как и вы, и сегодня мы не играем–мы разговариваем с вами». Эти воспоминания о шапках, прогулах и беременности ломают виртуальную четвертую стену между зрителями и актёрами.

Спектакль «Гардения» – это результат труда «Режиссерской лаборатории», которая на протяжении всего сезона работала в театре. Сам этот проект был инициирован в 2016 году: после долгого отбора в жизнь пустили около десяти идей, наиболее подходящих под формат театра. Первым спектаклем, который получился из эскиза и был выпущен на сцене Филиала, стала работа Семена Серзина по пьесе польского драматурга Эльжбеты Хованец.

«А знаете, когда глаза не мамины, страшно!»

Все действие охватывает временной промежуток от начала Второй мировой войны и до наших дней. Четыре цветка – четыре поколения женщин: мать, дочь, внучка и правнучка пытаются найти взаимопонимание между собой. В оккупированной Польше 1939 года Женщина 1 (Александра Урсуляк), участвовавшая в сопротивлении, рожает ребёнка. Дальше идут аресты, детдом, обида и пьянство. Дочь (Анастасия Лебедева) вырастает и рожает свою дочь (Эльмира Мирэль), а та – свою (Наталья Рева-Рядинская). Трагедия каждой в том, что она не хочет быть похожей на свою мать, при этом совершая те же ошибки по отношению к своему ребенку, и из этого замкнутого круга сложно вырваться.

Документальный театр – это нетипичный жанр как для сцены Театра Пушкина, так и для его филиала. Вербатимы, с которых начинается спектакль, являются реальными историями, их воспоминаниями и переживаниями, подготавливают зрителей к основному сюжету. Сам спектакль поставлен из череды монологов и игровых отрывков. По стилистике спектакль похож на Брехтовское кабаре. Отсюда и выход на авансцену, и молчаливые слушатели за столом, играющие песни в паузах.

Каждая из четырех женщин подходит к микрофону и рассказывает нам историю жизни, точнее, свою версию событий. Потому что потом ее место займет дочь и внучка, и мы поймем, что это все «одна сторона медали». И что каждая из них не так уж идеальна, как хочет казаться. Она считает, что у неё своя правда, и она сделала все для своего ребёнка. Но притом это не мешает ей свои ошибки и неудовлетворенность от жизни срывать на дочери.

«Женщина не должна говорить, что не умеет. Она должна говорить, что хочет научиться»

Александре Урсуляк особенно идёт роль красавицы-полячки: для неё были открыты все двери, но война все решила за неё. А после с искаженной психикой находили смысл жизни далеко не все. И то, что бутылка была для неё важнее, чем дочь, а потом и внучка, это лишь следствие того водоворота, в котором она оказалась. Этого недостаточно для оправдания, но поводом для сопереживания послужить может. Ее дочь, Анастасия Лебедева, еще в детстве была уже жестким ребенком и, повзрослев, она не сильно изменилась. Эльмира Мирэль, не найдя поддержки в родителях, из наивной девочки превратилась в алкоголичку, как и ее бабушка.

Тонкой душевной связи со своими матерями нет ни у одной из них. Они передают из поколения в поколение, как фамильную брошь, весь тот багаж обид и разочарований, накопленный ими. Только правнучка, наша современница, смогла наладить свою жизнь лишь потому, что не потащила все это в новую жизнь и смогла простить.

Театр Пушкина спектаклем «Гардения» решился на настоящий эксперимент: такой формат мы бы смогли с легкостью увидеть где-нибудь в подвале документального театра, но точно не на сцене репертуарного театра в центре Москвы. Весь спектакль уместился в час двадцать, но степень его воздействия была намного дольше. Нам ещё раз показали, как важно, в какое время мы живем. Что все трагедии, которые происходят в жизни, тесно переплетены с историческими событиями в целом, будь то война, эпоха застоя или новое время. Сейчас мы живем в период выбора, стремлений, надежд и больших возможностей. И дальше пойдёт только тот, кто оставит «багаж» обид в прошлом.