Top.Mail.Ru
Рождественское чудо в Театре имени Пушкина | СМИ о Московском драматическом театре

 В Америке его называли «Великий утешитель», ибо каждый его рассказ возвращал в сердце читателя веру в любовь, учил снисходительности к человеческим слабостям, дарил терпение и надежду. О.Генри (или Уильям Сидней Портер) – мастер короткого жанра родом из Северной Каролины – увы, нечастый гость на отечественной сцене.

Видимо, русский зритель так любит «пострадать» за героев и за себя, чтобы очиститься (это уж в нашей традиции), что легкие и приятные рассказы американского бытописателя кажутся недостаточно терпкими для выдавливания слезы катарсиса. И совершенно не оставляют шлейфа тяжелых раздумий после просмотра, что, по мнению многих режиссеров и воспитанных ими зрителей, отчего-то считается непременным условием «сильной постановки».

Однако, актер и режиссер Алексей Франдетти, который большую часть времени своего творчества специализировался на мюзиклах (и даже вел такой курс во ВГИКе), решил исправить эту оплошность, перенеся на российскую сцену знаменитое «Рождество О.Генри» Питера Экстрома. И это – сильная постановка. Она была создана специально для американского театра и шла с аншлагами более 17 лет, обретя признание как «лучшее мероприятие, куда можно пойти всей семьей».

«Рождество О.Генри» - инсценировка в двух действиях по рассказам писателя «Дары волхвов» и «Последний лист», действие которых разворачивается под Рождество. В спектакле задействовано всего пять поющих артистов и квинтет музыкантов. Некоторые исполняют сразу по две роли: например, искренняя Анна Кармакова (роли Джонзи и Дэллы) и эксцентрично-органичная Анастасия Лебедева (роли Сью и Мадам Софрони). Именно они ведут спектакль, ярко играя своих светлых и трогательно-смешных персонажей, простых «маленьких людей», которые способны изменить мир к лучшему.

Помимо искренней актерской игры, нельзя не отметить великолепный контраст декораций и костюмов. Первые, похожие на детский рисунок или торопливый эскиз с оригинальными предметами-наклейками, изображающими бедность (от сценографа Тимофея Рябушинского), оттеняют роскошь и филигранность выделки костюмов художника Виктории Севрюковой: узорчатые жилеты, вязаные шали, кружевные блузки и белье восхищают своей стилистической достоверностью и роскошью в отделке (чем, впрочем, славятся костюмы всех недавних премьер Театра им. Пушкина).

В этой постановке – а это важно для камерного спектакля! - работают все детали: от нарисованной фигурки чайника на столе, до падающего зеркала. Во всем видна мастерская рука драматурга и режиссура. В простых сценических решениях кроется чудо настоящего театра, и все здесь взаимосвязано и работает на создание единой теплой и уютной сказки.

Зрителя ждет приятный юмор (как в текстах песен, переводы которых выполнил сам Алексей Франдетти, так и даже в хореографии), запоминающиеся небанальные мелодии, яркие художественные находки, гармоничное и оригинальное использование пространства сцены (со спрятанным оркестром в первом действии и «двойным дном» второго). А еще возникает ассоциация с холстом Папы Карло, на котором нарисован яркий очаг: то и дело хочется сделать в нем дырочку, чтобы посмотреть, что же там дальше? А за холстом оказывается еще один сказочный мир со своими добрыми и милыми героями, у которых такие понятные всем проблемами. И что самое хорошее - решение для каждой из них у О.Генри найдено и показано в спектакле – это любовь…

«Рождество О.Генри» - лучший подарок к зимним (и не только) праздникам для всей семьи, после которого действительно хочется жить, любить, дарить радость людям… Выходишь из театра на улицу, улыбаешься всем подряд, и это прекрасное настроение сохраняется надолго как Великое утешение.