Top.Mail.Ru
Режиссер Евгений Писарев привез в Латвию два спектакля | СМИ о Московском драматическом театре

В латвийскую столицу приехал Московский театр имени Александра Пушкина, руководимый одним из самых интересных режиссеров Евгением Писаревым. В Латвию он привез на фестиваль «Золотая маска» два спектакля своей труппы, о которых рассказал «Новой газете — Балтия».

Евгений, расскажите о спектаклях, которые сейчас будут показаны в Латвии?

В этот раз мы привезли два спектакля на фестиваль «Золотая маска в Латвии». Один из них – «Обещание на рассвете» Ромена Гари — проедет по трем городам Латвии, будет показан в Резекне, Вентспилсе и Лиепае. В Резекне спектакль уже состоялся, я там не был, но говорят, что принята постановка была восторженно, люди даже плакали. В конце, во всяком случае, зрители аплодировали стоя.

Большую литературу всегда достаточно сложно переносить на сцену, особенно такой большой роман, но в данном случае мне кажется, что у нас все сложилось. В спектакле очень хорошая актерская команда во главе с Александрой Урсуляк. Спектакль получился действительно очень волнующий и, я бы даже сказал, вдохновенный. Собственно говоря, материнская любовь — это всем понятная тема. У всех у нас есть мамы — они или ушли или еще живы… Это страстная, всепроющающая, иногда сумасшедшая и сокрушающая своих детей любовь… Это близко всем. Мне кажется, именно поэтому везде, где мы играем «Обещание на рассвете», всегда хороший отзыв… В последнее время мало таких сердечных спектаклей, многие режиссеры стараются просто удивлять новыми формами, новациями, а вот к сердцу пробиваемся редко. И вот это как раз тот самый спектакль, когда достучаться до сердца становится возможным.

А второй спектакль, который мы привезли в Латвию — «С_училища», спектакль по новой пьесе еще совершенно молодого драматурга Андрея Иванова, он из Белоруссии. Для нашего театра это тоже очень важная работа, потому что мы всегда в поиске современных пьес и в данном случае мы имеем дело с очень талантливым произведением, которое написано очень жестким современным языком — с употреблением ненормативной лексики, с довольно пугающими и маргинальными героями. Но при всем этом, в отличие от многих других современных пьес, здесь нет пренебрежения к законам драматургии. Поэтому здесь есть и развитие героев и главных событий, весьма интересных и почти детективных. Я бы сказал, что это такой эротический триллер. Опять же, замечательные актерские работы и, что особенно приятно, это удачи молодых артистов театра имени Пушкина, почти все они мои ученики, совсем недавние выпускники школы-студии МХАТ. Это спектакль непростой и не развлекательный, но при этом он пользуется невероятной популярностью. То, что называется абсолютно новой драмой.

Как часто вы приезжаете в Латвию?

Мы не в первый раз на этом фестивале и в Риге вообще. Показывали здесь спектакли и Деклана Донеллана, и Юрия Бутусова. И вообще, театр имени Пушкина имеет регулярные отношения с Юлией Лочмеле, которая организует фестиваль в Латвии и с которой мы очень дружим. И благодаря ей (наверное, благодаря ей в первую очередь) и «Золотой маске» мы довольно часто гостим в Латвии.

Латвия и Рига для меня лично — это не чужие места. В детстве я здесь проводил многое времени, почти каждое лето мы ездили отдыхать в Юрмалу. В один год только мы с семьей изменили Латвии – это был 1987 год, я тогда учился в восьмом или девятом классе. Это был год, когда на гастролях в Латвийской опере находился московский театр Сатиры и я еще очень переживал, что мой любимый театр поехал в Ригу, а я вот поехал в другое место. Я в юности был фанатом Андрея Миронова и до сих пор им остаюсь. Я отношусь к нему с благоговением. И в какой-то степени его трагический уход на сцене рижского театра во время спектакля «Безумный день или Женитьба Фигаро» повлиял на мою дальнейшую судьбу и желание заниматься театром. А несколько лет назад театр имени Пушкина уже с моей версией «Женитьбы Фигаро» гастролировал в Риге… По-моему, те гастроли прошли удачно. Для меня тот приезд был таким символичным событием, а тот спектакль я без всяких объявлений посвятил памяти Андрея Миронова. И даже сделал там несколько «приветов» тому спектаклю в постановке Валентина Плучека, который на меня, да и на многих людей моего поколения, повлиял очень сильно, произвел огромное впечатление.

Я слышал, что вы планируете поставить в Рижском русском театре им. М.Чехова спектакль «Мольер»?

К сожалению, в ближайшее время не буду ставить в Русском театре. Я действительно вел переговоры с Сергеем Голомазовым, которого я очень уважаю и который, став год назад художественным руководителем рижской труппы, сразу пригласил меня к сотрудничеству. Но слишком большие планы у меня в Москве и Санкт-Петербурге, поэтому свой театр надолго бросать, к сожалению (или к счастью) не могу. Помню, как мне всегда говорил Олег Павлович Табаков… Я его спрашивал: «Почему же вы все время в театре, никуда практически не ездите отдохнуть, сниматься перестали?» А он отвечал: «А кто в лавке останется?» Вот у меня такое же табаковское отношение к собственному доме — театру имени Пушкина. Бросить его надолго не могу. Но может быть, в будущем еще все сложится и я обязательно вернусь в Ригу и что-то сделаю здесь. А Сергею Голомазову я желаю удачи.

Давно встречались со своим хорошим знакомым Кириллом Серебренниковым?

В какой-то степени он меня благословил и я стал режиссером, я был занят в его первых спектаклях в Москве, когда он только приехал из Ростова. И он мой близкий товарищ. Конечно же, жизнь нас раскидала и хотя мы живем в одном городе, встречаемся довольно редко. Ходим друг к другу на премьеры. Был шанс на днях встретиться на вручении Кириллу ордена почетного легиона в Посольстве Франции в России, но, к сожалению, я в это время был на гастролях. А так – он полон планов, он бодр и как всегда генерирует новые идеи. Я очень рад, что он наконец-то свободен. Хотя еще нельзя сказать, что он окончательно свободен, но по крайней мере я очень рад, что он может репетировать в театре, что может выезжать за рубеж. Надеюсь на счастливый исход, если только всем этом деле уместно слово «счастливый».