Top.Mail.Ru
Неуместный Свифт | СМИ о Московском драматическом театре

Мудрые, саркастичные и возвышенные пьесы Григория Горина на сценах Москвы не ставили необъяснимо давно. Трехчасовой «Дом, который построил Свифт» в театре Пушкина — несомненная удача. Отборная команда художников — Зиновий Марголин, Мария Данилова, Дамир Исмагилов — создала для декана собора святого Патрика, признанного безумцем, стеклянный дом. Он же оранжерея, он же перевернутая чашка, в которой утопится лилипут-эмигрант, зверски тоскующий в Англии («Я же не спорю: страна развитая… Но многое им не дано»), он же летающий остров, кошмар местных властей…

Притчи Горина не поблекли с 1980-х. Опустившийся Великан, которого семья и школа стерли во прах, чтоб не высовывался из строя (Григорий Сиятвинда), добрые прихожане, способные в толпе превратиться в йеху, Рыжий Стражник, который прожил дюжину жизней — и в каждой из них стоял на карауле у тюрьмы на базарной площади (его играет Александр Матросов, памятный зрителю по роли Водоноса в «Добром человеке из Сезуана» Бутусова), тонкая игра мудрости и безумия, молчания и протеста, мнимой и подлинной смерти, земной и небесной любви.

Декан Свифт и его памфлеты абсолютно неуместны в Британии — и абсолютно необходимы ей. Единственный для власти способ спасти Свифта от себя самой — уважительно признать его сумасшедшим.

У самой забытой (не в пример «Тилю» и «Мюнхгаузену»), самой непрочитанной (уже не до того было: летели к концу 1980-е) пьесы Горина — подлинный бенефис. Актеры и режиссер самоотверженно и с достоинством работают на текст, раскрывая его острую горечь, понятную и в новые времена: «Этот человек проповедует молча… Даже с амвона… Придет, встанет перед прихожанами… И МОЛЧИТ. И те МОЛЧАТ. И всё!! Ирландцам уже почему-то сразу не нравится губернатор и раздражает нищета».