Top.Mail.Ru
Мышеловка | СМИ о Московском драматическом театре

Идеальный спектакль выходного дня предложил вниманию зрителей Театр им. Пушкина.

После неудачи с «Турандот» Богомолова театр сделал ставку на старую добрую классику, безо театральных экивоков и компромиссов с новаторами. В качестве литературного материала выбрали старомодную и тем не менее бьющую все рекорды популярности у себя на родине историю «королевы детектива» Агаты Кристи (в Лондоне «Мышеловка» беспрерывно идет с 1952 года). Поставить ее в театре взялась Надежда Аракчеева, предпочтя строгость и сдержанность любой другой режиссерской манере.

Вообще пьесу репрезентативного жанра ставить всегда непросто, однако Надежда Аракчеева сумела сделать это, избежав затянутости и занудства. Фальши, которая не редкость, если ставят что-то несовременное, тоже не наблюдалось. Во многом это объясняется тем, что в действие был добавлен комический элемент. Немного жаль, что Аракчеева побоялась сделать его изюминкой постановки. Провинциальную историю Кристи про убийцу-маньяка, оказавшегося в отрезанном от мира семейном пансионе, очевидно невозможно ставить всерьез, поэтому так необходимы здесь добрая ирония и свежие шутки.

Без них современный зритель вполне имеет право пожать плечами, — мол, что здесь смотреть? Агата Кристи, как известно, исключила из своих книг все стереотипы полицейских романов, как то: описания ужасов или смакование жестокости. Раскрытие преступления «по Кристи» не изобилует эффектами, в героях здесь не ходят необыкновенные личности и нечеловеческий ужас ни на кого не нагоняют.

В маленьком семейном отеле принимает первых посетителей парочка Молли и Джайлс Рэлстоны. Когда все их гости собираются, начинается снежный буран. Хозяева отеля, их приятные и не очень приятные постояльцы, оказываются отрезанными от всего мира. А к вечеру в гостиной они находят труп. Последующее многообещающее расследование — и есть вся история. У зрителя на глазах преследователи становятся преследуемыми, а обвинители — обвиняемыми. Обычный «интуитивный» детектив, главными героями которого оказались обычные люди: в этой пьесе — мелкие буржуа, судья, майор и парочка недолюбленных в детстве, а потому обреченных на не удел в зрелости персонажей. И все же пьеса Агаты Кристи интересна. А если учесть, что театральное обрамление «пушкинцы» выбрали единственно верное, не нарочитое, смотрится она на одном дыхании.

И, надо сказать, сильно тяготеет к очерку нравов. Характеры странных постояльцев злополучного пансиона выписаны несколько поверхностно, зато с тонокой иронией и доброжелательностью. Молли (Екатерина Клочкова) миловидная приятная женщина, бывшая учительница, Джайлс, ее муж (Алексей Дадонов) — такой же законопослушный гражданин, немного чуресчур ревнивый, миссис Бойл (Нина Попова) — язвительная и злая старушенция с манией величия. Кристофер Рен (Алексей Воропанов) — эксцентричный молодой человек, миссис Кейсуэлл (Ирина Петрова) — одетая в мужской костюм и претендующая на брутальность дама. Еще есть мистер Паравичини (Андрей Сухов), напудренный и накрашенный мелкий мошенник, еще один «адекватный» постоялец майор Меткаф (Александр Матросов), ну и, наконец, самозванный сержант Троттер (Александр Анисимов) с целой кучей скелетов в шкафу.

Вся эта развеселая шайка держит зрителя в напряжении: их расследование не основано на сборе улик и доказательств, скорее на содержании диалогов и наблюдении за поведением друг друга. Зритель втягивается в игру, и если он не читал детектив, то для него игра эта оканчивается самым неожиданным образом.

Декорации предсказуемые, но не скучные. Перед зрителем уютная гостиная пансиона, с торшерами, мягкими креслами и старенькой радиолой. .. Единственное, что вызывает некоторое недоумение — окна в пол, за которыми — подсвеченный фотозадник с изображением заснеженных лесов. Если учесть, что место и время действия этой истории — дом в горах зимой, то застекленная и прохладная на вид веранда — это по меньшей мере странно. Впрочем, смотрится эффектно и по-киношному.

«Мышеловка» — подарок целевой аудитории театра, добротный зрительский спектакль. Он не претендует ни на что большее, но и своей со своей задачей — по-умному развлечь — справляется на все сто процентов.