Top.Mail.Ru
Любовь и революция | СМИ о Московском драматическом театре

В театре имени Пушкина состоялась долгожданная премьера спектакля Юрия Бутусова «Барабаны в ночи».

На фоне ночной революции в немецком послевоенном городе разворачивается семейная драма, юная Анна четыре года ждала возлюбленного, но от него не было вестей, и девушка приняла решения (под жестким давлением родителей) выйти замуж за другого мужчину. История начинается с празднования помолвки, на котором внезапно появляется мысленно похороненный бывший жених.

Юрий Бутусов вводит в спектакль вместо привычных брехтовских зонгов (которых, надо заметить в этой пьесе нет) игру на барабанах. Ритмичные удары проникают в действие, разграничивают сцены, передают эмоциональный накал страстей.

Например: солдат, вернувшийся из Африки вспоминает пережитое, из под потолка спускается яркая неоновая вывеска «Африка», мужчина марширует на аванс сцене, бьёт в баран и с каждым ударом в лицо ему выплескивается струя крови.

После антракта оказывается, что все актёры задействованы сразу в нескольких ролях, они меняются платьями и характерами, переходят из одного состояния в другое.

Вообще работа получилась очень текучей, поистине страшные сцены, как например мерное «раскачивание» всех участников спектаклям будто висельников в такт звуку поскрипыванию, разрезающего тишину, сменяется динамичными танцами, шутками героев, полным выходом из образа и беседой с залом.

Бутусов не даёт зрителю ни слишком долго смеяться, ни погрузиться в себя и загрустить, потонув в поисках смысла бытия. Режиссер точно чувствует, когда необходимо сменить пластинку и переправить настроение публики в иное русло.

Спектакль не типичен для Бутусова, иногда в нём проглядываются мотивы других режиссеров. Порой кажется, что этой пристегнутой косой к короткой мужской прическе, смещением мужских и женских образов, ролью собаки (которую изображает Александра Урсуляк), Юрий Николаевич передаёт привет коллегам.

И пусть отец невесты превратиться в Джокера из небезызвестных комиксов, на заднем плане появятся Чарли Чаплин и сам Иисус Христос, они будут такими же обычными гостями, как и все остальные.

Сама эта помолвка, отчаянная попытка сохранить нормальную жизнь, когда мир вокруг рушится, выглядит фарсом. Реплики «там стреляют» смешиваются с «я бельё приготовила» и падают в пустоту.

В главных ролях задействованы актер Сатирикона Тимофей Трибунцев, с которым так много работает Бутусов в московских спектаклях и Александра Урсуляк.

Остальные создают правильный фон, дополняют картину, но не выходят на первый план. Урсуляк порывиста и отчаянна. Порой она танцует, пьет, кричит, как в последний раз, словно для её героини завтра уже не наступит никогда. Только к концу она немного успокоится, свернётся клубком у ног возлюбленного, переродится в другом мире, в другом качестве.

Кстати, Брехтовская Анна, которая не дождалась жениха и дала согласие на брак с другим, в спектакле Бутусова превращается в собаку, самое верное и преданное существо на земле, то ли искупая свою вину, то ли показывая, что на самом деле сердце её никогда не изменяло своим привязанностям.

Один из самых красивых и впечатляющих моментов спектакля сделан не без помощи художника по свету, Александра Сиваева. Сотни светящихся шаров спускаются на сцену, какие-то касаются пола, какие-то продолжают висеть в воздухе, мерно раскачиваясь, делают пространство похожим то ли на южное звездное небо, то ли на фантастический метеоритный дождь.

В одной из сцен спектакля задник сцене застелет белое полотно, на нем будут демонстрироваться кадры хроники: разрушенный послевоенный Берлин и возведение стены, разделивший город на два разных мира.

К финалу из глубины сцены в зал будет двигаться сплошная стена, такая же неприступная, она будет всё ближе и ближе подбираться к зрителям, пока на ней не высветиться одно единственное слово – «конец»