Top.Mail.Ru
Идущие на излом | СМИ о Московском драматическом театре

На сцене филиала Театра имени Пушкина вышел спектакль «С_училища», поставленный Семеном Серзиным по одноименной пьесе Андрея Иванова, выигравшей на последнем фестивале «Любимовка» грант на постановку от проекта «Варочный цех», с недавних пор поддерживающего современное искусство. В подробностях пьесы и постановки разбиралась Алла Шендерова.

Представьте, что Мышкин, Рогожин и Настасья Филипповна не более или менее состоятельные петербуржцы второй половины XIX века, а современные люмпены, или, как говорят в пьесе «С_училища», «гопота с хабзы». «Хабзой» называется ПТУ (этимология: хабза — фабза — ФЗУ), в котором учится малолетняя Танька, очень красивая продавщица из рыбного ларька, живущая в однокомнатной квартире с лежачим отцом и мечтающая пойти в театр с преподом философии Сергеем Романовичем. Препод, еще молодой и тоже нищий, мечтает уйти из хабзы и вообще «с… из страны на сраном тракторе». Дело происходит в Белоруссии — Андрей Иванов точно фиксирует местный суржик и все его смачные, иногда загадочные для московского уха словечки. «Сергей Романыч, а скажите слово “..епётола”…» — просит Таня, узнав что «философ» тоже иногда сквернословит. «..епётола! А это что такое вообще?» — удивляется учитель, но так и не получает ответа: вместе с Таней он бежит от милиции — так заканчивается их совместный поход в театр.

Блатная романтика перемежается с куда более циничными сценами. Современный Мышкин ухаживает за отпетой и «нарванной» Таней, которая бьет парней и пуще глаза бережет свою девственность, не по любви, а на спор с мажором Славиком. В течение недели он должен «трахнуть эту шкуру», да еще снять весь процесс на видео — тогда ему подарят макбук и примут в Камарилью, некую компанию «успешных людей», где можно читать лекции за нормальные деньги.

Как считает Славик, выложенный в интернет процесс совращения пэтэушницы спасет Камарилью от «выгорания». Если же Таня сорвется с крючка, Сергей сам должен подарить Славику макбук. На такое пари герой соглашается спьяну. Протрезвев и узнав, что приятели уже делают на него ставки, корчится от отвращения и тщетно пытается отказаться.

Минчанин Андрей Иванов не впервые участвует в драматургических конкурсах: его пьеса «Это все она» тоже побывала на «Любимовке» и с тех пор обошла многие театры — и в России, и в Белоруссии, и в Латвии, и даже в Чехии. Среди тех, кто ее ставил, был и молодой Семен Серзин — режиссер нынешней премьеры в Театре имени Пушкина. Для «С_училища» он выбрал удачный ход: актеры — выпускники недавнего курса Евгения Писарева в Школе-студии МХАТ — точно воспроизводят речь персонажей, но их внешний облик и движения подчеркивают зазор между ними и героями пьесы.

Светловолосая Таня (юная, но уже известная по кино Таисия Вилкова) скользит по узкому игровому пространству, вдоль которого сидят и зрители, и часть персонажей, в длинной черной балетной пачке. Едва этот грациозный лебедь с полудетским лицом открывает рот, из него выскакивает очередная «..епётола». Зал давится умиленным смехом — как и коренастый, затянутый в серую пиджачную пару Сергей (Назар Сафонов), не сразу смекнувший, какой ведьмой окажется эта «панночка».

В спектакле никто никого не бьет, реплики про секс и насилие актеры произносят, не прикасаясь друг к другу, третий участник треугольника — отсидевший из-за Тани Костя (Николай Кисличенко) — подчеркнуто элегантен и мужественен. А «реальная Танька» — та же актриса в розовой вязаной шапке и с яркой помадой появится только на экране (режиссер видео Дарья Шумакова) и поймает в жбане с килькой золотую рыбку — метафора «чистого и красивого» Сергея, которого она выловила среди окружающей гопоты.

В пьесе «С_училища» у каждого есть свой излом, пожалуй, даже более безнадежный, чем у героев Достоевского в романе «Идиот». Таня любит Сергея, но велит Косте избить его до полусмерти, потому что уверена: чтобы чего-то добиться, надо насиловать того, кого любишь, что она и проделывает в прямом и переносном смысле. Сергей безволен и даже не пытается тягаться с Таней, которую любит и ненавидит одновременно. А простоватый Костя куда более целен и смел. Не стоит пересказывать финал истории — в нашем театре не так много спектаклей, развязка которых зрителям неизвестна заранее. И это, конечно, большой плюс любой новой пьесы.

Но вот что интересно. Как и в пьесе, сцены Сергея, Тани, Кости и лежачего отца Тани (Сергей Миллер) в спектакле смотрятся намного естественнее, чем диалоги Сергея со Славиком (Кирилл Чернышенко). Словом, вроде бы легко читающаяся мысль о «гнилых, развращающих народ интеллигентах» в действительности как-то плохо поддается воплощению и кажется слегка надуманной. Впрочем, ничего этого режиссер не педалирует. В финале спектакля его герои образуют некий ВИА: Сергей играет на гитаре, а одетые в вечерние платья Танина коллега-продавщица (Екатерина Рогачкова) и мама Сергея (Наталья Рева-Рядинская) поют тревожными голосами «Голубой вагон бежит-качается». И тут, конечно, вспоминается «Турандот» — эксперимент Константина Богомолова, объединившего «Идиота» Достоевского с «Турандот» Карло Гоцци и выпустившего в Театре имени Пушкина в 2010-м спектакль, который вызвал скандал и был снят с репертуара. Там одетые в школьные платьица юные ведьмы пели детские страшилки, а публика недоумевала и свистела. Восемь лет назад это казалось слишком вычурным. Сегодня выглядит немного устаревшим, но дыхание у зала временами перехватывает.