Top.Mail.Ru
Эпоха товарного дефицита в картинках и танцах | СМИ о Московском драматическом театре

Бодрая, почти китчевая история времен советского периода – паренёк из Пензы, отличник и спортсмен, и двое его друзей приезжают в Москву поступать в МГУ. Удалось поступить только на вечернее отделение (экономического факультета). Чтобы взяли туда нужно срочно найти работу, она нашлась (продавцом), а жилье нашлось в общежитии, где одни девушки.

В остроумных декорациях в стилистике развитого социализма под бдительным взглядом разговаривающего портрета Ленина герой и его друзья проходят путь от неловких провинциалов до ушлых фарцовщиков. По дороге они влюбляются, узнают правила игры, ищут место в жизни, разочаровываются.

Идея спектакля родилась год назад в Латвии, где участники спектакля в течение 10 дней репетировали этот текст. В его основе лежит пьеса «Женское общежитие» И. Гатина. Почти никто из участников не жил во времена СССР и, быть может, именно это дало должный уровень отстранения. Позволило им свободно использовать устойчивые мемы – от миллиона алых роз, до призраков отцов коммунистического движения.

Не стоит пытаться искать историческую достоверность, хотя в постановке есть много подробностей о жизни в СССР в целом и теневой стороне торговли, в частности. Герой сначала работает продавцом в продовольственном магазине, и вся его трудовая деятельность очень натуралистично представлена – весы и счеты, бакалейный отдел, мясник и все такое. Следующей ступенью его трудовой карьеры стала неофициальная торговля дефицитным товаром от лифчиков до джинсов.

Такая не очень романтичная деятельность представлена почти в водевильном формате. Декорация-трансформер и визуальные эффекты преобразуют сценическое пространство и расставляют неожиданные акценты. Условная комната в общежитии оживает, когда в видеопроекции на заднике начинает потягиваться черный кот. А вполне натуралистичный магазинный прилавок превращается в пародию на весь этот торгово-дефицитный паноптикум – хоровод колбас и сосисек, очередь с авоськами.

Создателям и исполнителям удалось найти баланс между подробными и точными деталями и дистанцией (и иронией) исполнения. Поэтому можно просто улыбаться, разглядывая портреты святых эпохи развитого социализма от Ломоносова до Пугачевой, и олимпийских мишек со знаком качества.

Только финал спектакля, где растерявший прежние иллюзии герой поставлен в ситуацию морального выбора, этот баланс отчасти нарушает. Звучащая в заключение «Все не так, ребята» Вл. Высоцкого на фоне трагедии фарцовщика советских времён выглядит необоснованно пафосно и диссонирует с общим духом постановки.


Молодые энергичные, пластичные актеры играют с драйвом и без осечек. Им удались и зажигательные танцы в духе эпохи, и многочисленные перевоплощения. Получилось лихо и смешно. Кажется, у театра появился мини-блокбастер, которому обеспечены аншлаги. Поспешите!