Top.Mail.Ru
Дом, который построили они. 70 лет театру Пушкина и 105 лет Камерному театру. Юбилейный вечер | СМИ о Московском драматическом театре

Театр Пушкина празднует свое 70-летие, но история этой важной театральной точки на карте Москвы началась значительно раньше. В 1914 году 25 декабряв перестроенном особняке по адресу Тверской бульвар, 23 открылся Камерный театр. «Мы хотели сразу сказать расплодившемуся театральному обывателю, что мы не ищем его дружбы и не хотим его послеобеденных визитов», – писал Таиров, поясняя выбор названия. История этого театра составляет 35 лет, и за это время театр пережил и любовь зрителей, и травлю. В 1950 году здесь же был открыт театр им. А.С. Пушкина, наследующего традиции своего предшественника. Обычно в этот день театр проводит свой новогодний вечер, в этом году он раскрыл двери для публики и показал уникальный спектакль-концерт «Всё о нашем доме». Театральное-путешествие по истории этого места в сочетании с остроумными и яркими номерами традиционного капустника. «Всё о нашем доме» был представлен зрителям лишь один раз и больше не будет повторен. Билеты были раскуплены стремительно. Нам же посчастливилось присутствовать на открытой репетиции днем того же дня и следить за его рождением.

Все началось, конечно же, с создания Камерного театра. Под ретроспективу фото на заднике сцены (и уникальную возможность для зрителей увидеть дореволюционную Москву и столь известный памятник Пушкину на его первоначальном месте), используя воспоминания Таирова и Коонен, создателя и его музы, нас провели по основным вехам истории. Перед зрителем словно тени прошли спектакли времен Камерного театра: на экране раритетные архивные документы, на сцене реплики сцен в исполнении артистов театра Пушкина. «Фамира Кифаред» по тексту Иннокентия Анненского (1916), оперетта «Жирофле-Жирофля» Шарля Лекока (1922), «Опера нищих» по Бертольду Брехту, лично привезенная Таировым из Германии и вызвавшая тяжбу с театром Сатиры за право первой постановки (1930). Последним спектаклем, который показал зрителю Камерный театр была «Адриенна Лекуврер», после этого занавес его закрылся.

Таиров для своего театра воспитывал «синтетических актеров», «художников», как он их называл. Отдавая дань своему предшественнику в этот день уже третий год Московский драматический театр имени Пушкина вручает почетный знак «За продолжение традиций Камерного театра». В 2019 году им награждены Михаил Левитин и Дмитрий Бозин.

После вручения памятных наград художественным руководителем театра Евгением Писаревым действие переходит уже к истории театра Пушкина. Игорь Теплов и Алексей Рахманов – конферансье этой части – игриво приправляя происходящее шутками запускают машину времени, и мы переносимся уже в 1966 год, спектакль «Дни нашей жизни» Бориса Равенских. Сцену на Воробьевых горах исполняют молодые артисты театра, а на смену им выходит старая гвардия мастеров. На экране проносятся отрывки из спектаклей, которые шумели по Москве: «Поднятая целина» (1971), «Обломов» (1972) и другие. Счастливое и гордое «За нашу родную Пушку» гремит под звон бокалов.

На экране Документальная студия Пушкина или коротко «ДСП»: интервью репортерам дает Александр Яковлевич, «призрак с 1950 года». Бравые службы театра вышли на контакт с неизвестным и договорились об эксклюзиве. Руководители цехов делятся историями о нелегком сосуществовании с неугомонным соседом, а Александр Яковлевич знакомит нас с женой, Алисой Георгиевной. Эта пара и по сей момент охраняет дух и традиции театра, а некоторым режиссерам даже подсказывает.

«- Легенд накопилось много, но настоящая всего одна...
– Она?
– Она…»
На сцене Вера Валентиновна Алентова, актриса потрясающей харизмы и обаяния. За время ее служения в театре (с 1965 года) у нее «было семь главных режиссеров, но ни одного с замашками Харви Вайнштейна», с притворной грустью вздыхает прима. И, конечно же, о каждом из них ей есть что вспомнить. Надо отдать должное её чувству юмора и острому языку: портрет каждого написан буквально парой мазков, но все они словно вырастают за ее спиной. Последний же смотрит из-за режиссерского столика. Браво за самоиронию, за ум, браво за всё, Вера Валентиновна!

В родном театре прима Алентова сыграла множество главных ролей (пусть за время дозора Евгения Писарева у нее было всего лишь четыре премьеры), и, конечно же, Аленушку в «Аленьком цветочке». Этот спектакль считается рекордсменом и долгожителем: премьерный показ прошел 31 декабря 1949 года, за эти годы было сыграно 4119 представлений и почти каждый актер труппы в свое время был в нем задействован. «Худруков снимали, а Аленький идет», а значит нужен свежий взгляд на классику: на сцене «Аленький. Возрождение» в лучших традициях тех-кого-не-надо-называть. «Старая сказка на новый лад» – острейшая сатира на современный театр, от которой зал просто покатывался от смеха. Это, наверное, лучшая часть вечера, с учетом того, что он был восхитителен в каждой своей минуте.

Трогательное интервью детей театра с наивными и смешными ответами на вопросы типа «кем работает мама» и «кто твой любимый актер»; поздравление от Филиала – отрывок из спектакля «Офис»; красивейшие «Ночи Кабирии» Аллы Сигаловой, «Дама с камелиями» Сергея Землянского и, конечно же, «Одолжите тенора» Евгения Писарева. Сцены из спектаклей сменяли одна другую. И очень хотелось, чтобы этот хоровод не заканчивался.

Долгих-долгих лет театру Пушкина и еще большей зрительской любви!