Драматический дебют Василия Бархатова
Звезда оперной режиссуры Василий Бархатов дебютировал на драматической сцене, поставив «Разбойников» Шиллера в московском Театре имени Пушкина
Молодой режиссер Василий Бархатов, которого называют главной надеждой оперной сцены, дебютировал в драматическом театре. Премьера «Разбойников» Шиллера в московском Театре имени Пушкина вызвала громкий резонанс.
Буквально на днях президент РФ Дмитрий Медведев вручил Василию Бархатову молодежную национальную премию «Прорыв». Он стал победителем в номинации «ПроАрт» как самый молодой и перспективный режиссер, прежде всего, оперного театра. В свои 25 лет он уже поставил пять музыкальных спектаклей в петербургском Мариинском театре вместе с Валерием Гергиевым. Это были классические шедевры и современная опера - «Братья Карамазовы» по роману Достоевского. Василий Бархатов обращался и к жанру оперетты и даже пробовал себя в роли клипмейкера, сняв видеоролик с эпатажной группой «Ленинград». Для драматической сцены он выбрал классическую пьесу Шиллера «Разбойники». Работать в новом театральном пространстве оказалось непросто, признался Василий Бархатов:
"В драматическом театре нет дна, то есть ты сам себе судья, все решает твой вкус и чувство формы, а главное - меры. Это то, что останавливает твои фантазии. В опере же существует музыкальная драматургия: есть композитор, и если солист исполнит написанную им музыку хорошо, то спектакль уже будет объявлен произведением искусства, а режиссура здесь - это уже второе дело. А в драме нужно эту музыку как бы прописать самому. Поэтому все читки, разборы, прописывание драматургии для меня, конечно, было в новинку".
Василий Бархатов интересен зрителям в первую очередь тем, что смотрит на классику глазами современного человека, отыскивает сюжеты из прошлого, которые особо остро звучат в начале XXI века. Параллели с сегодняшней жизнью есть и в его «Разбойниках». Прежде всего, режиссера интересуют вечные нравственно-философские проблемы общечеловеческого характера. И он переносит время действия драмы в наши дни. В шиллеровских лесных разбойниках Бархатов увидел современных арт-художников, вместо оружия у них в руках видеокамеры, которыми они снимают сцены насилия, и в определенный момент переступают границы искусства, превращаясь в преступников. Разбойники, по мнению Василия Бархатова, и представители семейства графа Моора. Их ожесточенная борьба за наследство обретает разрушительную силу. «Разбойники - все те, кто единожды нарушал закон, неважно, уголовный или духовный, - убежден режиссер. - «Разбойники» - это не приговор какой-то личности, а оценка состояния современного общества, в котором социальные конфликты стали еще более острыми, а их разрешение более изощренным и жестоким».
Не обошлось в спектакле без музыки в живом исполнении. Передать атмосферу драмы Шиллера помогли песни Франца Шуберта, которые актеры поют на немецком языке.
"Эта пьеса в моем представлении всегда очень тесно соприкасалась с музыкой Шуберта. Пять песен Шуберта проходят лейтмотивом через весь спектакль. По-моему, Шуберт, как Моцарт, для своего времени открыл новые пространства, свой космос музыкальный, философский и человеческий", - говорит Василий Бархатов. Останавливаться на драматических экспериментах Василий Бархатов не собирается. Он мечтает поработать в кино.
"Голос России", 22.12.2009