Театр имени Пушкина
Театр имени Пушкина
Билеты на премьеру спектакля Юрия Бутусова "Барабаны в ночи"
0+

Оптимистическая трагедия

Main______3

Описание спектакля

Спектакль «Оптимистическая трагедия» считался одним из лучших сценических творений А.Я. Таирова и вошел в число классических произведений советского театрального искусства 30-х годов. Он имел всеобщее признание и огромную популярность. В статье с говорящим названием «Победа театра», опубликованной в «Правде», говорилось, что «это новый тип пьесы и спектакля, насквозь агитационный. Но если это агитация, то агитация, поднятая на высоту подлинного искусства».

Действие происходит после падения царизма, в первую пору Октября, когда все нормы, догмы и устои были сметены, сдерживаемые старым порядком импульсы у народных масс освободились, а новые порядки еще не вошли в жизнь. Суть пьесы Таиров определял как процесс зарождения нового классового сознания, призванного сменить мелкобуржуазный индивидуализм. Алиса Коонен в роли Комиссара воплощает образ отважной коммунистки, готовой погибнуть за идею. Женщину назначили в отряд матросов-анархистов с поручением переформировать отряд в Первый матросский полк и отправить его на фронт. Между Комиссаром и Вожаком матросов разворачивается борьба за власть. Вожаку власть нужна, чтобы упиваться ею. Он стремится подавить волю и сознание остальных в угоду собственным интересам. А Комиссар борется за людей, за их сознание и человеческое достоинство. Момент принесения матросами революционной присяги является одним из кульминационных в пьесе.

Гибель Комиссара – это и есть трагедия, но торжество советской власти и новой морали делает ее оптимистической. «Комиссар гибнет, но как гибель зерна, брошенного в землю, является зарождением новой жизни растения, так и гибель Комиссара является рождением новой жизни, началом пути новых, идущих на смену поколений» – объясняет режиссер труппе Камерного театра.

Пьеса Вишневского была изрядно переработана Таировым. Режиссер убрал из нее все интермедии, в которых возникали дискуссии о современной драме и театре, отвлекающие от основного действия. Переработал диалоги, сместил акценты. Так, любовь Алексея к Комиссару избавилась от грубых и неуместных плотских мотивов, превратившись в чувство трагически возвышенное. Режиссер изменил даже концовку – в пьесе Вишневского судьба Комиссара оставалась неизвестной. Таиров же показал гибель героя и вместе с тем торжество его дела. Автор был категорически не удовлетворен ходом репетиций. Но после оглушительно успешной премьеры, его мнение изменилось: «Победа огромная, сильная, принципиальная! Встреча с театром в конечном счете дала отличный результат».

В журнале «Советское искусство» критик О. Литовский пишет: «Освобождаясь от эстетической мишуры и формалистических изысков, Камерный театр обретает свой, одному ему присущий сценический язык, свой стиль, который является результатом критического освоения, с точки зрения современно чувствующего и мыслящего коллектива, всего лучшего, что накопил театр за время своего существования. «Оптимистическая трагедия» – яркое тому доказательство».

Читать полностью

Автор:

  • Режиссер:

  • Александр Таиров
  • Художник:

  • Композитор:

  • Александр Метнер
  • количество антрактов: 0
    премьера: 18 декабря 1933

    Действующие лица и исполнители:

  • Комиссар:
  • Алиса Коонен

  • Первый старшина:
  • Иван Александров

  • Второй старшина:
  • Николай Чаплыгин

  • Фин:
  • Николай Новлянский

  • Рябой:
  • Юлий Хмельницкий

  • Вожак:
  • Сергей Ценин

  • Алексей:
  • Михаил Жаров

  • Командир:
  • Георгий Яниковский