Театр имени Пушкина
Театр имени Пушкина
Билеты на премьеру спектакля Юрия Бутусова "Барабаны в ночи"
0+

Mашиналь

Main_________2

Описание спектакля

Пьеса Софи Тредуэлл, по словам Таирова, воплощает «омеханизированную жизнь крупного города, его бездушное круговращение, стандартизированное бытие, выхолощенную динамику и перебойные ритмы». Такова западная цивилизация, в которой люди – рабы машин, а их жизни сами по себе не имеют никакой ценности. «Социальной задачей спектакля для меня является раскрытие внутренней пустоты такой цивилизации, показ муляжности и лицемерия ее «священных институтов», показ мертвящей схватки ее по инерции вращающихся шестерен, разламывающих и умерщвляющих каждое живое человеческое движение барахтающихся одиночек» – писал Таиров. Капиталистический строй, по мнению режиссера, только прикрывается индивидуализмом, на самом деле убивая в человеке чувства, мысли, эмоции – то есть настоящую индивидуальность.

Таиров по сути выделяет в произведении два действующих лица – Эллен и всех остальных, «которые едят, пьют, спят, рожают себе подобных, одеваются, раздеваются, имеют свои вожделения и занятия, лицемерят, грешат, лгут, служат, судят, богатеют и разоряются лишь в пределах установившегося стандарта». Эти люди сами не замечают, как стандарт въелся в их плоть и кровь. Они думают, что живут свободно, по собственной воле.

Эллен в корне отличается от них, но она не борец и не бунтарь. Как рассуждает о ней Таиров, «она просто отстала от хода машины, и поэтому машина безжалостно, шаг за шагом, ущемляет каждое малейшее проявление ее маленького, живого «я». С присущим Таирову пылом он говорит, что машина эта продолжит свой ход до тех пор, пока рука людей другой категории и другого класса не остановит ее и не поведет жизнь по другому руслу.

Отзывы критиков о «Машинали», как часто бывало с постановками Камерного театра, очень сильно разнились. Одни обвиняли Таирова в излишнем внимании к форме и слабой проработке образов, отсутствии острой характерности. Другие хвалили яркую игру Алисы Коонен (Эллен) и восторгались атмосферой спектакля.

На премьеру «Машинали» приезжала сама автор пьесы Софи Тредуэлл, которая давно следила за творчеством Камерного театра. Американская писательница не скрывала своего восхищения: «Мне говорили о том, что Таиров владеет режиссерским ключом, который раскрывает по-иному социальную сущность пьес. Вы поймете мое законное авторское желание быть в Камерном театре в первый день моего приезда в Москву, провести первые же часы моего пребывания в Москве на репетиции моей пьесы, над которой работает Камерный театр. И то, что я увидела на сцене, раскрыло мне – автору – многое, очень многое. Я увидела не только новые для меня штрихи моей пьесы, которые прежде от меня ускользали. Я увидела не только исключительное режиссёрское и актерское мастерство. Я здесь, в Москве, в Камерном театре, остро почувствовала ужасающую громаду изображаемого большого бездонного города. В то время как в Америке пьесу «Машиналь» свели к натуралистическому показу личной драмы одной маленькой американской женщины, здесь эту пьесу расширили до пределов социальной трагедии. И надо было приехать в такую далекую страну, как Ваша, к людям чуждой для нас психологии, чужого языка, чтобы здесь впервые увидеть свою авторскую идею не только осуществленной, но и значительно углубленной и расширенной!»

Читать полностью

Автор:

  • Режиссер:

  • Александр Таиров
  • Художник:

  • количество антрактов: 0
    премьера: 22 мая 1933

    Действующие лица и исполнители: