Театр имени Пушкина
Театр имени Пушкина
Билеты на премьеру спектакля Юрия Бутусова "Барабаны в ночи"
0+

Гроза

Main______

Описание спектакля

Таиров причислял «Грозу» к произведениям, которые «революционизируют сознание и чувство». Он видел в пьесе Островского трагедию классовых взаимоотношений, столкновение и борьбу двух исконных начал – «понизовой вольницы» и «домостроя». Причем, первое решительно побеждало: «Кабаниха умерла в тот момент, когда бросилась в Волгу Катерина... Личность сознала себя, захотела принадлежать только себе – и с гулким раскатом разваливаются вековые устои...»

Первоначальные декорации «Грозы» не удовлетворяли режиссера именно потому, что в них, как ему представлялось, театр отталкивался «больше от драматургического материала, чем от реальной действительности». Таирову казался ненужным купол, который являлся «схемой церкви» и увенчивал декорационное построение. Этот купол, по ощущению режиссера, заслонял горизонт. А между тем широте горизонта в спектакле Таиров придавал решающее значение. Ему хотелось, чтобы в контрасте домостроя, как уродливого явления, давящего все живое, и «шири жизни» – побеждала именно ширь. Такую идею сценического произведения, такой образ спектакля, утверждал Таиров, диктовала современность.

Анализируя декорации «Грозы», созданные художниками Стенбергами и Медунецким, искусствовед А. Эфрос писал: «Всю сцену заполнял мост, вернее, схема моста, – своего рода символ переправы с одного берега жизни на другой». В известной степени спектакль «Гроза» был «переправой» Камерного театра на новые берега искусства – мостом, который ему в тот момент еще не удалось до конца перейти. От искусства эмоционально насыщенных форм театр переходил к конкретному реализму, в центре которого лежит социальный конфликт.

Читать полностью

Автор:

  • Режиссер:

  • Александр Таиров
  • Сценография:

  • количество антрактов: 0
    премьера: 18 марта 1924

    Действующие лица и исполнители: