Top.Mail.Ru
Адриенна Лекуврер — смотреть спектакль в театре имени А.С. Пушкина

Премьера
25.11.1919

Аннотация

Массовый зритель мало интересовался формальными экспериментами. Основной эстетический критерий, который выдвигало время, гласил: чем проще, тем лучше. Сентиментальная пьеса Скриба и Легуве «Адриенна Лекуврер» обещала неплохие сборы, и поэтому была выбрана Таировым для постановки.

Сюжет произведения основывался на реальных событиях. Французская актриса начала XVIII века Адриенна Лекуврер блистала в знаменитом театре «Комеди Франсез», держала свой литературный салон и была вхожа в аристократические круги парижского общества. Много лет длилась их любовная связь с графом Морицем Саксонским. Жизнь Адриенны трагически оборвалась в возрасте 37 лет: она была отравлена герцогиней Бульонской, которой граф Мориц не ответил взаимностью…

Режиссер понимал, что ставить свои эксперименты перед пустым залом тщетно, и искал новые пути сближения с аудиторией. Спектакль «Адриенна Лекуврер» наскоро сделали во время гастролей в Смоленске в 1918 году: простенькие декорации-ширмы смастерил Б. Фердинандов, костюмы взяли напрокат из гардероба местного театра. Но когда «Адриенну» впервые исполнили, успех многократно превзошел все ожидания.

Вернувшись в Москву, Таиров снова — уже всерьез, с воодушевлением — принялся за спектакль. Он работал ожесточенно и тщательно. Премьера состоялась 25 ноября 1919 года и явилась одним из главных событий в истории Камерного театра. «Коонен играла Адриенну тридцать лет, и всякий раз, когда она выходила на сцену в этой роли, к актрисе чудом возвращалась молодость. Я видел ее Адриенну и в 1936, и в 1940, и в 1949 годах — годы шли, Коонен никому не уступала любимую роль и натиску времени не поддавалась», — вспоминал театральный режиссер Георгий Товстоногов.

Таирова в этой пьесе, как и в «Фамире-кифаред», волновала возможность заявить об особых правах таланта. Он высвечивал неравную борьбу одинокого таланта против сплоченной бездарности раззолоченной власти. Он усложнил образ Адриенны. Коонен играла актрису, следовательно, играла игру: демонстрировала раздвоение личности, мучительное, но и счастливое. Раздвоение между изнеженностью века пудры и мощью дарования, которому тесно в салонах и будуарах. Раздвоение между женским естеством, воспламененным любовью, и трагедийным существом, признававшим не любовь, а страсть. На этих перепадах от благородной естественности чувства к трагедийной чрезмерности страсти строилась вся роль.

В этом спектакле вместе с гибелью мадемуазель Лекуврер, затравленной придворной аристократией, на сцену Камерного театра начали проникать черты конкретной жизненной правды, социально обусловленные характеры и живые человеческие истории — черты того самого «конкретного реализма», которые ознаменовали новый период таировского творчества.

Авторы

В ролях

Упоминания в СМИ