
- драматические курсы А. Адашева
- Адриенна Лекуврер (роль - Морис Саксонский)
- Антигона. (роль - Гемон)
- Жирофле-Жирофля (роль - Мараскин)
- Король-Арлекин (роль - Арлекин)
- Любовь под вязами (роль - Ибен)
- Покрывало Пьеретты (роль - Пьеро)
- Ромеo и Джульетта (роль - Ромео)
- Саломея (роль - Иоканаан)
- Фeдра (роль - Ипполит)
- Фамира-кифаред (роль - Фамира)
- Человек, который был Четвергом (роль - Четверг, Сайм)
У Николая Церетелли очень необычное происхождение. Сын бухарского принца, внук эмира бухарского, при рождении он получил имя Саид Мир Худояр Хан. Церетелли – это фамилия отчима.
Будущий известный артист родился в Москве. В 1912 году поступил на драматические курсы Александра Адашева. В то время в столице гастролировал Немецкий театр, возглавляемый режиссером и театральным деятелем Максом Рейнхардтом. Мастер пригласил Церетели в труппу своего театра. Актера заняли в массовке «Царя Эдипа», а затем в пантомиме «Сумурун». Церетели гастролировал вместе с Немецким театром в Вене, Мюнхене и Париже. Затем он работал в Московском Художественном театре, а в 1916 году пришел к Таирову в Камерный. Он был прекрасным партнером известной артистки Алисы Коонен, сыграл главные роли во многих спектаклях: «Фамира-кифаред», «Адриенна Лекуврер», «Король Арлекин», «Любовь под вязами», «Ромео и Джульетта», «Федра», «Человек, который был Четвергом» и др.
Церетелли много снимался в фильмах, принимал участие в концертных вечерах как чтец. После ухода из Камерного театра в 1929-м главным образом работал в качестве режиссера. Он ставил спектакли в Театре оперетты, в Большом театре, в Калининском, Могилевском, Костромском театрах и Ленинградском театре комедии.
Последние годы жизни Николай Церетелли провел в блокадном Ленинграде. Смертельно истощенный, он был эвакуирован из Ленинграда в Киров (бывшая Вятка) в декабре 1941 года. Спасти артиста не удалось. Он ушел из жизни в самый разгар войны, в начале 1942 года. Всю жизнь Церетелли собирал вятскую игрушку, и похоронили его там, откуда родом была горячо любимая им коллекция.